Чехословацкий бронетранспортер ОТ-810

Опубликовал: zampolit, 3-12-2019, 09:58, ---, 82, 0

После завершения Второй мировой войны Чехословакия была снова восстановлена как независимое государство. Возник вопрос о том, чем вооружать армию страны. На первое время - вооружение и арсенал немецкой армии. Чехословацкая армия получила на вооружение средние танки Pz. IV, противотанковые самоходные установки Hetzer, бронетранспортеры Sd.kfz. 251 и немецкие полугусеничные тягачи.

По мере того, как Советский Союз вооружал ЧССР военной техникой собственного производства, танки и САУ, доставшиеся в наследство от гитлеровской Германии, списывались из армии, а грузовая техника заменялась на новые «Татры».

Бронетранспортер Tatra OT-810 был глубоко модернизированной версией немецкого «Ганомага» и единственной в мире версией полугусеничного бронетранспортера, которая производилась после окончания Второй мировой войны. Разработанный в 1950-е годы бронетранспортер пошел в серийное производство в 1958 году и производился до 1963 года. За это время в Чехословакии успели выпустить около 1800 боевых машин – 1250 линейных бронетранспортеров, остальные – специальные машины на его базе.

В годы войны немецкие полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251 «Ганомаг» производились, в том числе, и чешской компанией «Шкода» на предприятии в Пльзене. Уже после завершения войны на заводе «Tatra» был создан новый бронетранспортер для нужд армии Чехословакии. Боевая машина, получившая обозначение OT-810, внешне сохранила сходство со своим немецким прародителем, заимствовав оригинальную компоновку бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D. При этом машина была существенно видоизменена в плане некоторых конструкторских решений. Бронетранспортер получил новый дизельный двигатель воздушного охлаждения производства компании «Татра», полностью закрытый бронированный корпус и усовершенствованную ходовую часть.

Корпус подвергся существенной модернизации. Боевое отделение было расширено, в бортах и в створке кормовой двери были расположены бойницы для стрельбы из личного стрелкового оружия десанта, форма кормы была заимствована от варианта бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C. Сверху появилась бронированная крыша, которая защищала десант не только от пуль и осколков на поле боя, но и от осадков в виде дождя и снега. В крыше корпуса также был оборудован люк, который мог использоваться командиром боевой машины. На нем была установлена турель для размещения 7,62-мм пулемета, первоначально это был vz.52, но позднее его сменил другой чешский пулемет vz.59.

Бронирование корпуса не претерпело серьезных изменений, сами листы брони были расположены под рациональными углами наклона. Толщина лобовой брони не превышала 15 мм, по бортам корпуса – 8 мм. Если бронекорпус «Ганомага» в годы войны собирался посекционно при помощи болтов, то корпус чехословацкого бронетранспортера OT-810 был цельносварным.

Корпус нового бронетранспортера сваривался из листов бронированной стали на стальной массивной раме прямоугольной формы. Компоновка корпуса осталась неизменной и имела капотную схему. Двигатель располагался впереди. Под бронированным капотом бронетранспортера ОТ-810 разместился 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения производства компании Татра. Это был двигатель модели Tatra Т-928-3 рабочим объемом почти 10 литров. При 2000 об/мин этот двигатель развивал максимальную мощность около 122 л.с. На серийных немецких «Ганомагах» ставились бензиновые двигатели «Майбах», мощность которых не превышала 100 л.с. Помимо двигателя на ОТ-810 была изменена и форма глушителя. Бензобак был расположен в полу.

За капотом располагалось отделение управления с местами командира боевой машины и механика-водителя. За ними находилось десантное отделение, которое не отделялось от отделения управления, и могло вместить до 10 солдат. За дорогой и полем боя командир и мехвод машины наблюдали через смотровые окна, расположенные в лобовом листе, а также по бокам корпуса. Данные окна прикрывались специальными бронированными крышками со смотровыми щелями, а также пуленепробиваемыми триплексами. Посадка и высадка десантников производилась либо через кормовые двери, либо через откидные створки и люк в крыше корпуса.

Управление бронетранспортером ОТ-810 осуществлялось с помощью рулевого колеса, имеющего наклон вниз, а также рычагов, которые управляли бортовыми тормозными механизмами и позволяли механику-водителю подруливать гусеницами, что существенно улучшало маневренность БТР. Подвеска чехословацкого бронетранспортера имела полугусеничную компоновку, как и на немецком аналоге. Передние колеса имели рессорную подвеску (использовалась одна поперечная рессора) с гидравлическими амортизаторами. Колеса имели развитые грунтозацепы и были бескамерными, заполнялись пеной и были устойчивы к пулевым попаданиям. Задний движитель был гусеничным и сохранил шахматное расположение опорных катков. Такое расположение катков увеличивало живучесть машины и плавность хода, но серьезно ухудшало ремонтопригодность, особенно в полевых условиях. Наружный ряд состоял из трех катков, внутренний из четырех катков, а средний – из шести обрезиненных опорных катков большого диаметра, переднего ведущего и заднего направляющего колес. Опорные катки были штампованными, что облегчало процесс их производства. Подвеска гусеничной части – торсионная. Сами гусеницы также были изменены, с них убрали резиновые подушки и увеличили грунтозацепы.

Тактико-технические характеристики Tatra OT-810:


Бронетранспортер Tatra OT-810 мог использоваться для транспортировки прицепов массой до трех тонн. Помимо этого, часть БТРов была оборудована системой защиты от оружия массового поражения, на них устанавливалась ФВУ.

Чехословацкие бронетранспортеры активно эксплуатировались до середины 1960-х годов, когда им на смену начали поступать новые БТР ОТ-62 и ОТ-64. С середины 1960-х годов бронетранспортеры ОТ-810 стали передавать во вспомогательные подразделения или переделывать в противотанковые, вооруженные 82-мм безоткатным орудием. Также данная модель продолжала эксплуатироваться в качестве обычного тягача, в том числе для различных артиллерийских систем. В противотанковых частях ОТ-810 оставались на вооружении до середины 1980-х годов. В 1980-х годах ОТ-810 начали снимать с вооружения, а в 1995 году последние из сохранившихся экземпляров были сняты с хранения.

На базе бронетранспортера OT-810 был создан истребитель танков. Данная боевая машина получила индекс OT-810D. В боевом отделении была размещена боевая рубка с бронированными щитами, откидывающимися в стороны, они защищали 82-мм безоткатную пушку М59А. В случае необходимости орудие можно было снять с бронемашины и использовать в качестве буксируемой артиллерийской системы. Угол вертикального наведения пушки составлял от -13 до +25 градусов. Экипаж истребителя-танков OT-810D состоял из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

Немецкий полугусеничный БТР Sd.Kfz.251 стал основой не только послевоенному чехословацкому бронетранспортеру. Его предком считался полугусеничный грузовой автомобиль фирмы «Даймлер». Грузовик изготавливался в Германии для Португалии и оснащался резиновыми лентами, которые соединяли ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Подобная простая по конструкции гусеница позволяла автомобилю уверенно преодолевать участки мягкого грунта.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Февраль 2020 (37)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.