Единоначалие в Красной Армии
Опубликовал: zampolit, 4-08-2014, 14:05, Символы воинской чести и доблести, 3 066, 0
Предшественниками политических работников Красной Армии и Военно-Морского Флота являлись военные комиссары предоктябрьского периода, назначенные Военно-революционным комитетом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов во многие части и учреждения старой армии при подготовке вооруженного восстания в октябре 1917 года.
С развертыванием частей и соединений Красной Армии весной 1918 года ЦК РКП(б) и Совнарком РСФСР вводят институт военных комиссаров как в Красной Армии, так и в Военно-Морском Флоте. Эта мера была вызвана тем, что в Красную Армию и на флот широко привлекались бывшие офицеры, часто не верившие в прочность Советской власти и во многих случаях чуждые ей. Военные комиссары в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции сыграли решающую роль в деле политического просвещения и воспитания командиров и бойцов, в укреплении воинской дисциплины.
В последующем на разных этапах военного строительства статус политработников армии и флота изменялся. В зависимости от военно-политической обстановки политработники выступали либо в роли заместителей (помощников) командиров по политической части, либо как военные комиссары.
После окончания гражданской войны в условиях активного роста политической сознательности командных кадров, увеличения партийной прослойки в их среде, изменения социального состава в сторону резкого увеличения доли представителей трудящихся классов (рабочих и крестьян) база для сохранения системы военных комиссаров сужается. В связи с этим с начала 1925 года в армии и на флоте устанавливается единоначалие. В случае когда командир являлся коммунистом, он объединял руководство боевой подготовкой, административно-хозяйственной деятельностью и всей партийно-политической работой. Он являлся одновременно командиром и комиссаром, нес полную ответственность за боеспособность и боеготовность части. У такого командира- единоначальника был помощник по политической части. В остальных же случаях в руках командира сосредотачивалась лишь работа по боевой подготовке личного состава и административно-хозяйственные функции. При нем сохранялся военный комиссар, который руководил партийно-политической работой и вместе с командиром нес ответственность за политико-моральное состояние, дисциплину, боеспособность и боеготовность части.
Такая система руководства частями и соединениями сохранялась вплоть до 1937 года, когда 10 мая решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР во всех воинских частях, штабах, управлениях и учреждениях Красной Армии были введены комиссары, а в ротах и соответствующих им подразделениях – политруки. Однако данная система просуществовала недолго. Опыт советско-финляндской войны (30 ноября 1939 года- 12 марта 1940 года) показал необходимость в боевых условиях полного единоначалия и предоставления командирам всех прав и ответственности за состояние и действия войск. В результате указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1940 года институт военных комиссаров был отменен, а в соединениях (корпусах, дивизиях, бригадах), частях, кораблях, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии и Военно-Морского Флота вводились заместители командиров и начальников по политической части.
Отмена института военных комиссаров, последовавшая примерно через три месяца после введения генеральских званий, может рассматриваться как мера, направленная на повышение авторитета и ответственности высших командиров как полновластных руководителей войск.
22 июня 1941 года фашистская Германия и ее сателлиты без объявления войны вероломно напали на Советский Союз. Враг перешел в наступление на всем протяжении западных границ Советского Союза от Белого до Черного морей. В первые дни и месяцы на фронтах складывалась невыгодная для нашей страны обстановка: Красная Армия вынуждена была отходить в глубь страны. В этих трудных условиях партия и правительство призвали воинов и всех граждан страны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость и инициативу.
В этот период вновь, как это было и раньше при сложных обстоятельствах, партия и правительство нашли целесообразным внести в армии и на флоте институт военных комиссаров. 16 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче- Крестьянской Красной Армии».
20 июля действие этого указа было распространено и на Военно-Морской Флот. В то же время управления и отделы политической пропаганды преобразовались в политические управления и отделы. Одновременно в полках, дивизиях, корпусах, штабах, военно-учебных заведениях Красной Армии были введены должности военных комиссаров, а ротах, батареях и эскадронах – политические руководители.
Военные комиссары и политруки вели большую политическую работу в войсках, воодушевляли воинов на борьбу с фашистскими захватчиками, личным примером храбрости, мужества и отваги поднимали боевой дух частей и подразделений.
В ходе непрерывных боев с врагом командные кадры РККА и ВМФ СССР быстро накапливали боевой опыт, учились разгадывать вражеские замыслы, квалифицированно руководить боем и операцией, становились умелыми воспитателями подчиненных, делом подтверждали свою непоколебимую верность и преданность Родине. С другой стороны, военные комиссары и политработники выросли в военном отношении, стали важным резервом для замещения командных должностей. Таким образом, на исходе первого года войны созревала обстановка, при которой отпадала необходимость существования института военных комиссаров.
Уже в летние месяцы 1942 года к этому выводу пришли многие командиры. Так, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов в своих мемуарах рассказывает, что побывав летом 1942 года в войсках Юго-Западного и Сталинградского фронтов, он пришел к твердому убеждению, что институт военных комиссаров, введенный в начале войны, сыграл свою роль, что в огне сражений командиры выросли, идейно закалились, приобрели боевой опыт и что настала пора сделать их единовластными руководителями. Это даст им возможность принимать самостоятельные, быстрые решения и до конца нести ответственность за действие вверенных войск. Под впечатлением увиденного в Сталинграде Н.Н. Воронов написал письмо в Центральный Комитет партии, в котором были следующие строки: «Нужно поднять авторитет командиров, чтобы они полностью могли единолично отвечать за все хорошее и плохое. Без этого не создать условий для роста командира, воспитания у него силы воли, решительности, смелости, энергичных действий и т.п. Путь один – вернуться к единоначалию…С введением единоначалия, я убежден, будем успешнее воевать».
В итоге указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 года и от 13 октября 1942 года институт военных комиссаров в Красной Армии и Военно-Морском Флоте был упразднен и установлено полное единоначалие. На командиров (начальников) возлагалась ответственность за все стороны боевой и политической жизни частей, соединений и учреждений армии и флота, во всех звеньях вводились заместители командиров по политической части. Одновременно для всего политического состава устанавливались общие с командным составом воинские звания и знаки различия.
В соответствии с этими указами народный комиссар обороны своим приказом от 9 октября 1942 года обязал Военные советы фронтов и армий в месячный срок в пределах предоставленных им прав присвоить политработникам командные звания, а на политработников со званием от старшего батальонного комиссара и выше представить аттестационные материалы в НКО к 15 ноября 1942 года. Для подготовки из политработников командиров рот, батальонов и полков создавались специальные курсы.
Введение для политработников общих с командным составом воинских званий было актом высокого доверия к ним со стороны партии и правительства, знаком дальнейшего повышения их роли в армии и на флоте. Вместе с тем на каждого политработника накладывалась обязанность еще глубже и настойчивее овладевать военным делом, военными знаниями и быть готовыми в любое время занять командную должность.