Ford GPA - высоко оценен в Красной армии
Ford GPA — плавающий автомобиль, выпускавшийся компанией Ford с 1942 по 1943 год. Автомобиль предназначался для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.
В связи с тем, что эксплуатационные характеристики амфибии не удовлетворили американских военных, их интерес к образцу угас, и производство было завершено к апрелю 1943 года, то есть спустя 8 месяцев с начала производства. По этой причине в годы Второй мировой войны США поставлял Ford GPA государствам антигитлеровской коалиции:
СССР — получил 3230 единиц;
Китай — 40;
Великобритания — 852;
Канада — 22;
Силы Свободной Франции — 24;
Бразилия — 22;
Нидерланды — 6;
Австралийский союз — 161 единица была получена из числа переданных Великобритании.
Технические характеристики
Абсолютно противоположной оказалась оценка боевого применения, данная Ford GPA в Красной Армии.
Если для морских десантных операций, проводимых войсками США и Великобритании, данный образец не удовлетворял по своим конструктивным недостаткам, то для основного театра военных действий, в котором участвовали противостоящие Вермахту советские войска и который представлял собой сушу с частыми водными преградами в виде рек и озер, Ford GPA оказался чрезвычайно востребован. Большая осадка Ford GPA на воде не представляла собой серьезную проблему, поскольку на реках не создавалось высоких волн, как в морских условиях.
В 1944 году Главное автобронетанковое управление провело ходовые испытания поставленных по ленд-лизу американских амфибий DUKW-353 и Ford GPA. Автомобили в ходе испытаний преодолели 9000 километров по суше и 25 часов в плавании по Москва-реке. В ходе испытаний были выявлены предельные возможности образцов, параметры проходимости, максимальные скорости передвижения по воде и суше, возможности по буксировке на воде. По итогам испытаний были даны рекомендации по рациональному использованию Ford GPA в войсках.
До появления данного образца в Красной Армии фактически не было легких амфибий, способных преодолевать водные преграды. Для моторизации разведывательных подразделений требовалась машина данного класса в больших количествах. Также машина оказалась чрезвычайно удобной заменой малым речным катерам, которые спускали в воду для сооружения понтонной переправы. В отличие от катеров, амфибии не требовалась транспортировка и сложные действия по спуску на воду и обратного подъема на грузовики для дальнейшей перевозки.
На заключительном этапе войны, в апреле 1944 года, в Красной Армии были сформированы 11 отдельных моторизованных батальонов Особого Назначения (омб ОСНАЗ). Они предоставляли собой моторизованный батальон пехоты с приданными саперными подразделениями, предназначенный для форсирования водных преград, удержания и разминирования плацдарма для наступающих войск. Основным средством моторизации омб ОСНАЗ служили Ford GPA в количестве 100 единиц на батальон. Всего было поставлено, по разным источникам, от 2200 до 3500 единиц данной модели. В Красной Армии для обозначения образца использовалось название «Форд-4».
Экземпляр автомобиля представленный в Музейном комплексе УГМК в Верхней Пышме - Ford GPA Seep (фото), который создан на базе «Willys» МВ. Автомобиль применялся для форсирования водных преград и для десантных операций. На базе Ford GPA Seep в СССР была создана амфибия ГАЗ-46 – МАВ (малый автомобиль водоплавающий).