Уникальный Т-34-76 образца 1940 года
Приказ о постановке танка Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года. В принятом протоколе предписывалось немедленно поставить танк в производство на заводах № 183 и СТЗ. Заводу № 183 предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля. По окончании испытаний двух прототипов был принят план производства, предусматривавший производство в 1940 году 150 машин.
В июне 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о развертывании производства танков Т-34 и КВ. К концу 1940 года предполагалось выпустить 600 единиц Т-34.
К 7 июня 1940 года план производства Т-34 был увеличен до 600 машин, 500 из которых должен был поставить завод № 183, тогда как остальные 100 — СТЗ. Из-за задержек с поставками комплектующих в июне на заводе № 183 были собраны только четыре машины, выпуск танков на СТЗ еще более задерживался.
В сентябре 1940 года, первые серийные Т-34 начали поступать в строевые части РККА. Отзывы танкистов были крайне противоречивы. Одни хвалили, другие указывали на недоделки, низкую надежность работы агрегатов, дефекты двигателя, коробки передач, главного фрикциона. Этот поток информации поступал в ГБТУ, где возникло отрицательное отношение к Т-34. В итоге, ГБТУ обратилось в Наркомат обороны с предложением временно прекратить производство Т-34 и продолжить выпуск хорошо отработанных БТ-7М. На этом фоне заводские коллективы продолжали упорно работать по устранению недостатков и недоработок, и от месяца к месяцу качество выпускаемых машин росло.
26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался от тромбоза. Хоронил его весь завод. В октябре 1940 года главным конструктором танкового КБ был назначен А.А. Морозов, ученик и соратник М.И. Кошкина[20].
25 октября 1940 года на завод № 183 поступила из Москвы директива из наркомата обороны (№ 76791 от 25.10.1940 г.) предписывающая заводу представить три танка Т-34 серийного производства для проведения контрольных испытаний в длительном пробеге (с отрывом от базы в соответствии с отстрелом огневых задач). Был установлен период испытаний — с 31 октября по 7 декабря 1940 года. Проводившие испытания офицеры НИБТП выявили множество конструктивных недостатков и усомнились в боеспособности Т-34.
В течение осени 1940 года в конструкцию Т-34 был внесен и ряд более крупных изменений, таких как установка более мощной пушки Ф-34, также на Мариупольском металлургическом заводе им. Ильича были разработаны литая и штампованная башни.
Отличительные признаки Т-34 образца 1940 года
Боевая масса — 26,8 тонны; пушка 76-мм «Л-11» образца 1939 года, с длиной ствола 30,5 калибра. Противооткатное устройство пушки «Л-11» защищено фасонной бронировкой. Пушка «Л-11» не выступала за переднюю часть корпуса.
Сварная орудийная башня из катанных броневых листов (внешне отличается от предсерийной), боковые и задние стенки наклонены к вертикали на угол 30. В боковых стенках башни вмонтированы смотровые приборы. В кормовой стенке башни установлена на болтах съемная броневая панель, закрывающая собой прямоугольный вырез, через который производилась установка и замена пушки.
На части танков Т-34 образца 1940 года, установлена литая башня. Основания боковых смотровых приборов отлиты заодно с корпусом башни. Задняя съемная броневая панель сохранена такой же как на сварной башне. В боевых условиях оказалось, что съёмная броневая панель — уязвимое место. Впоследствии задняя стенка башни выполнялась сплошной, а замена пушки производилась при поднятии кормы башни над корпусом. Позднее на части танков устанавливалась литая башня с увеличенной до 52 мм толщиной брони.
Носовая часть корпуса, в месте сопряжения верхнего и нижнего лобовых 45 мм броневых листов выполнена скруглённой. Верхний и нижний 45 мм броневые лобовые листы крепились гужонами (с головками впотай) к поперечной стальной балке. Откидная крышка люка механика-водителя имела смотровой перископический прибор, а слева и справа от нее располагались дополнительные смотровые приборы, обеспечивающие водителю в определенных пределах дополнительный боковой обзор. Опорные катки и траки гусениц конструктивно аналогичны танку БТ (траки гладкие, без грунтозацепов), но большей ширины — 550 мм. Кормовой лист корпуса съемный, на болтах, крепился к боковым стенкам. На крыше башни выполнен один большой люк трапециевидной формы.
Корпус сварен из восьми катаных броневых листов: шесть установлены наклонно к вертикали и два нижних бортовых — вертикально. В верхней части крышки люка механика-водителя смонтирован центральный смотровой прибор. Боковые смотровые приборы водителя смонтированы в лобовом листе корпуса слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси корпуса. Амбразура для установки курсового пулемёта ДТ закрыта броневым колпаком, но без броневой маски. В верхнем кормовом броневом листе корпуса выполнен прямоугольный люк для доступа к агрегатам трансмиссионного отделения. Сопряжение верхнего и нижнего кормовых броневых листов имеет радиусный переход. Две фары установлены на верхнем лобовом броневом листе. ЗИП размещён в четырех деревянных ящиках, закрепленных на наклонных бортовых броневых листах корпуса, в средней их части (по аналогии с БТ-7). Буксировочные узлы (рымы) закрепленные на верхнем лобовом и нижнем кормовом листах корпуса. Направляющие катки (ленивцы) снабжены резиновыми бандажами.
Радиостанция 71-ТК-3 устанавливалась только на командирских машинах, ввод антенны на правом борту корпуса, в передней части.
Один из экземпляров Т-34-76 образца 1940 г. выставлен в Музее военной техники УГМК. Всего было выпущено чуть более 400 боевых машин данной модификации. Именно они приняли на себя основной удар фашистских войск в начале Великой Отечественной войны. Как отмечают эксперты, это обстоятельство и является основной причиной того, что больше таких машин в российских и зарубежных музеях просто нет.
Основные части «тридцатьчетверки» были найдены поисковыми отрядами в 2009 году в Вяземском районе Смоленской области, где машина закончила свой боевой путь. Затем танк отправили на реставрацию в Подмосковье, а после восстановления его на трале доставили в Верхнюю Пышму. Экспонат стал седьмым в линейке танков Т-34 в экспозиции музея.
Основные части машины сохранили свою первозданность, они были лишь очищены от ржавчины и покрашены. Это элементы башни, на которой видна боевая пробоина, ствол пушки Л-11, гусеничные ленты, лобовая броня, катки и т.д. Как известно, такие машины в основном выпускались на Харьковском заводе № 183, который в начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Нижний Тагил.