Легкий танк M3A1 "Стюарт" - в честь генерала Гражданской войны в США

Опубликовал: dokaspez, 2-11-2019, 21:54, Техника и вооружение , 30, 0

M3 — американский легкий танк периода Второй мировой войны. Он широко известен под названием «Стюарт», данным ему в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта.

M3 был создан в 1938—1941 годах на базе легкого танка M2. «Стюарт» серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года, неоднократно подвергаясь модернизациям. Всего было построено 23685 танков этого типа, что сделало «Стюарт» самым многочисленным легким танком в истории мирового танкостроения.

Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался войсками США, а также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ). После войны устаревшие к тому времени, но все еще многочисленные «Стюарты» продавались во многие другие страны, в некоторых из которых они состояли на вооружении до 1990-х годов.

СССР явился вторым по численности, после Великобритании, получателем M3 по программе ленд-лиза. Первые «Стюарты» прибыли в СССР в январе 1942 года и продолжали поставляться до апреля 1943 года. Почти все они относились к модификациям M3 и M3A1 (было отправлено 340 M3 и 1336 M3A1, дошло до СССР - 1232 танка, в том числе 211 дизельных), лишь 5 M5A1 прибыли в 1943 году, когда поставки были прекращены по инициативе советской стороны.


В Красной армии «Стюарты» именовались «М3 легкий» или просто «М3л». Несмотря на высокие ходовые качества и превосходство по сумме характеристик над всеми советскими легкими танками, за исключением мелкосерийных Т-50 и Т-80, M3 не пользовались особым почетом у танкистов. Полученные в 1942 году танки для комфорта танкистов внутри боевого отделения были оклеены губчатой резиной, которая при горении выделяла удушливый дым.

Танк отличался большими габаритами, слабым бронированием и особенно вооружением, был сложен, по советским меркам, в эксплуатации, а авиационный мотор M3 потреблял большое количество дефицитного высокооктанового бензина, и соответственно, быстро горел в случае удачной стрельбы противника. Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к ним, что серьезно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями.

С улучшением ситуации с численностью танков к 1943 году «Стюарты» в основном заменялись в войсках более мощными машинами, но отдельные части продолжали использовать их до 1945 года. Тем не менее, танки M3 применялись Красной армией очень активно, практически на всех фронтах. Много «Стюартов» воевало на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах (сказывалась близость к иранскому маршруту поставок), танки этого типа участвовали в боях Западного фронта на Ржевско-Сычевском направлении в 1942 году. В феврале 1943 года 563-й отдельный танковый батальон с М3л участвовал в высадке десанта в Южную Озерейку под Новороссийском (единственная советская десантная операция, в ходе которой танки высаживались в первой волне десанта); из участвовавших в высадке 30 танков бо?льшая часть была уничтожена при высадке, но 8 танков смогли сойти на берег и несколько дней вели бои, пока не были подбиты.

Воевали эти танки и на Северо-Западном фронте (на февраль 1943 года в двух танковых полках числилось 27 М3л). В составе Воронежского фронта М3л появились еще летом 1942, а к началу Курской битвы в составе 245-го отдельного танкового полка и 192-й танковой бригады имелся 51 танк этого типа. М3л стали первыми советскими танками, вступившими в бой с немецкими в сражении на Курской дуге — уже в ночь с 4 на 5 июля танки 245-го отдельного танкового полка приняли на себя удар немецких войск, а 11 июля М3л и М3с этого полка приняли участие в Прохоровском сражении. Один «Стюарт» в составе Забайкальского фронта участвовал в 1945 году в боевых действиях против Японии.

Танки «Стюарт» были выпущены в огромных количествах в годы Второй мировой войны, и по сей день остаётся в строю в армии Парагвая, а также в резервах армий Бразилии, Колумбии, Эквадора и Уругвая. Кроме того, во многих странах, они сохраняются в музеях.

Есть этот танк в Музейной коллекции УГМК в Верхней Пышме. Танк был привезен из Европы, на этом «Стюарте» сохранились серийные номера агрегатов. Мастера участка реставрации военной техники и ретро-автомобилей АО «Уралэлектромедь» закончили восстановление «Стюарта» к 9 мая 2016 года.

Верхнепышминский «Стюарт» (фото) является пятой машиной этой марки в России. Ленд-лизовский «Стюарт» - по советской терминологии М3Л (легкий) есть - в экспозиции музея в Кубинке. Два «Стюарта» в музее Задорожного, и один из них, вероятно, воссоздан на базе ленд-лизовского «Стюарта». Еще один «Стюарт» представлен в экспозиции музея в д. Падиково.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2019 (31)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Июнь 2019 (34)
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.