Топ-100

СУ-76 - самая массовая самоходная установка в годы войны

Опубликовал: dokaspez, 29-10-2019, 18:33, Техника и вооружение , 679, 0

Самоходная установка СУ-76 выполнена на базе легких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с легкими и средними танками противника. Это был самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.

СУ-76 была разработана совместно конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по ее созданию. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причем они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении.

Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено, и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить ее элементы с целью увеличения моторесурса.

Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался плохим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранен от конструкторской работы и направлен на фронт в составе 32-й танковой бригады, в которой он занял должность зампотеха. Боевая карьера Семена Александровича оказалась недолгой: он погиб 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области. Для Зальцмана эта история также не прошла бесследно — 28 июня его сняли с должности наркома танковой промышленности.

Необходимость в легкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на должность Народного комиссара танковой промышленности В.А. Малышев объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нем приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н.А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки легких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от легкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства легких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство легкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13684 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в октябре 1945 года, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

На базе СУ-76 поздних выпусков в 1945 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. http://safe-rgs.ru/4470-zsu-37-v-boyah-ne-uchastvovala.html Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9-Р.

Бронирование дифференцированное противопульное, толщина верхнего лобового листа 25 мм, наклон 60 градусов от вертикали.

Для самообороны экипаж имел пистолет-пулеметы ППШ или ППС и 10 гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемет ДТ.

Варианты САУ:
СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако ее оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как ее огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях.

Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и минометных мин. Хотя с другой стороны, открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — легкость в обслуживании, надежность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, легким гатям и мостам вместе с пехотой.

Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой легкого класса, и приравнивание ее в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.

В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжелыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжелыми танками противника.

СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения ее орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.

На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

Сохранившиеся СУ-76:

Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.

СУ-76М, изготовленную в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи, можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково Истринского района Московской области. Машина отреставрирована, на ходу. При восстановлении ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ.

В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда ее трудно отличить от оригинала.

В коллекции боевой техники в Музее «Боевая слава Урала» экземпляр СУ-76М, образца 1943 года (фото).

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.