Особенности административно-территориального устройства СССР в 1930-40 годы
Условия вхождения автономных республик и автономных областей в состав районированных краевых (областных) объединений четко определялись законодательством того времени. В частности, устанавливалось, что автономные республики могли быть включены в состав этих объединений лишь на началах добровольности, по решению соответствующего республиканского съезда Советов и с утверждения этого решения ВЦИК. Вхождение автономий в состав краев (областей) должно было обеспечивать единство хозяйственного руководства на основе общих хозяйственных планов. При вхождении АССР в состав края либо области за нею полностью сохранялись все права, предоставленные ей как конституционным, так и текущим законодательством. За каждой автономной республикой сохранялось право свободного выхода из краевого (областного) объединения.
Районирование не только сблизило административно-территориальные звенья с экономическими зонами, но и позволило значительно укрепить местные органы государственной власти. Упрочилась их материальная база, расширилась компетенция, повысилась организаторская роль в выполнении задач социалистического строительства. Областные (краевые), окружные и районные государственные органы, созданные на основе нового районирования, имели бесспорные преимущества перед губернскими, уездными и волостными органами. Третий съезд Советов СССР (май 1925 года), руководствуясь указаниями XII съезда партии о необходимости расширить функции и права новых государственных органов, решил, что в связи с происходящим районированием пересмотр компетенции должен, в основном, обеспечить районам компетенцию уездов, а округам – компетенцию губерний. Полномочия областных (краевых) государственных органов, определяемые специальными положениями, были гораздо шире полномочий губернских органов. В ноябре 1926 года ВЦИК поручил Президиуму ВЦИК и СНК РСФСР разработать Положение о районированных краях и областях, имея ввиду дальнейшее уточнение и расширение компетенции как краевых (областных), так и нижестоящих государственных органов. В соответствии с этим в апреле 1928 года ВЦИК утвердил Положение о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах.
Решающие успехи в индустриализации страны и социалистической реконструкции сельского хозяйства потребовали дальнейшего совершенствования системы и деятельности государственных органов, созданных на основе экономического районирования. В апреле 1929 года XVI партконференция отметила, что заканчивающееся районирование страны, накапливающийся опыт управления народным хозяйством, задачи первой пятилетки делают возможными дальнейшие шаги по децентрализации планирования и руководства в основных вопросах. В этих условиях особое значение приобрела проблема укрепления района как узлового пункта, где осуществляются директивы партии и Советской власти. Выполнение решений XVI партконференции потребовало укрепления материальной базы и кадров районов, расширения функций и компетенции районных органов.
Созданная в 1925-1930 годах окружная система как переходная ступень от губернского, уездного деления к новому областному и районному делению к началу тридцатых годов уже сыграла свою роль. Поэтому XVI съезд партии, состоявшийся в июне- июле 1930 года, одобрил решение ЦК партии об упразднении округов и об укреплении района как основного звена социалистического строительства в деревне. Эта мера должна была еще больше приблизить партийный и советский аппарат к селу, колхозам, массам, а также улучшить и упростить связи ЦК и областей с местами. Съезд указал, что при упразднении округов следует обеспечить передачу оперативных функций, прав и материальных ресурсов округов районным и городским Советам, укрепив эти органы государственной власти окружными работниками, всемерно усилить сельские Советы. Было особенно подчеркнуто, что при ликвидации округов и перераспределении функций надо сохранить в полном объеме права, присвоенные национальным образованиям (автономным областям, национальным районам, а также сельским Советам).
Еще до ликвидации окружной системы в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 июля 1929 года было создано пять опытно-показательных округов (Армавирский, Курский и Челябинский – в РСФСР, Винницкий – в Украинской ССР, Витебский – в Белорусской ССР). Этим преследовалась цель предварительно проверить эффективность мер по совершенствованию административно-территориальной системы. Управление в опытно-показательных округах было организовано: значительную часть функций и материальных ресурсов окружных органов передали райисполкомам, а некоторые функции, ранее выполнявшиеся последними, возложили на сельские Советы. Опыт подтвердил целесообразность проведения этих мер. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года окружная система была ликвидирована и райисполкомам переданы права окрисполкомов, а также находившиеся в их ведении источников доходов, многие предприятия и социально-культурные учреждения.
Значительные изменения были внесены в работу городских Советов и их взаимоотношениях с обл(край)исполкомами. Большое значение здесь имело Постановление Президиума ЦИК СССР от 9 августа 1930 года «Об организации работы городских Советов в связи с ликвидации округов». Согласно этому постановлению города с населением свыше 50 тысяч человек, а также года, имеющие, крупное экономическое или культурно-политическое значение, могли выделяться в самостоятельные административно- хозяйственные единицы с подчинением их обл(край)исполкомам или ЦИК республик, не имеющих областного деления. К таким городам присоединялась сельская территория в пределах не более одного района без включения ее в городскую черту. Горисполкомы по отношению к присоединенным к ним сельским местностям стали выполнять функции райисполкомов. Проживающее здесь сельское население, избирая сельские Советы, принимало участие и в выборах городских Советов этих городов. Дальнейшему улучшению работы городских Советов способствовало Положение о них, утвержденное ВЦИК в январе 1933 года. Им предусматривалось, что в городах с населением свыше 100 тысяч жителей могут быть образованы городские районы с районными органами государственной власти. Тем самым успешно решалась задача еще большего приближения органов государственной власти к населению.
Расширение масштабов хозяйственного и социально-культурного строительства, необходимость конкретно и оперативно руководить районными органами, многочисленными промышленными предприятиями, новостройками, колхозами, совхозами, МТС требовали приближения партийных и государственных органов к объектам руководства. В связи с этим встал вопрос о разукрупнении областей и краев и, кроме того, о введении областного деления в тех крупных союзных республиках, где его еще не было. Насколько крупными в то время были краевые и областные звенья, говорят такие примеры. Западно- Сибирский край до разделения его на Алтайский край и Новосибирскую область занимал площадь в 900 тыс. кв.км. В его составе насчитывалось 122 района с населением 6,6 млн. человек. Территория Азово-Черноморского края, уже выделившегося в начале 1934 года из Северо-Кавказского края, составляла 182 тыс.кв.км. На этой территории проживало более 6 млн. человек. В состав края входило 133 района.
В 1932-1935 годы многие области и края РСФСР были разукрупнены. В частности, Уральская область была разделена на 3 области – Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую; Нижне-Волжский край разделен на Саратовский и Сталинградский края. Увеличилось количество областей на Дальнем Востоке. Было произведено разукрупнение Горьковского, Средне-Волжского, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев, а также областей – Московской, Западной, Ленинградской и Ивановской промышленной. В 1932 году введено областное деление в Украинской ССР, были созданы шесть областей: Винницкая, Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Одесская и Харьковская. Процесс разукрупнения продолжался и в последующие годы.
XVIIсъезд партии, проходивший в январе- феврале 1934 года, дал высокую оценку районированию, отметил его положительное значение. Ноябрьский(1934 г.) Пленум ЦК партии указал на необходимость завершить начатое еще при ликвидации округов районирование и полностью приблизить органы управления к селу. В соответствии с этим многие сельские районы были разукрупнены, и их общее количество составило в 1938 году 3464, или на 1921 район больше, чем в 1934 году.
В середине тридцатых годов в некоторых союзных республиках (как временная мера) создавались отдельные административные округа. В частности, ЦИК СССР, учитывая территориальную отдаленность районов Сурхан-Дарьинской и Кашка-Дарьинской долин от республиканского центра и трудности связи с этими районами, удовлетворил ходатайство ЦИК Узбекской ССР об образовании в этих зонах двух административных округов. Это позволило улучшить руководство экономическим развитием районов, оказывать им повседневную помощь в развитии животноводства, хлопководства и зернового хозяйства. В соответствии с постановлениями ЦИК СССР в 1935 году образованы административные округа в Украинской ССР и Белорусской ССР. В 1937 году в связи с разукрупнением областей в Украинской ССР округа были упразднены. Упразднение округов было произведено и в других союзных республиках.
Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в декабре 1936 года, принял новую Конституцию СССР, в которой была законодательно закреплена победа социализма в нашей стране. Конституция СССР внесла изменения в административно- территориальное деление союзных республики.
Отпали основания, обусловившие в свое время целесообразность вхождения автономных республик в состав краевых объединений. В 1935 году из девятнадцати автономных республик непосредственно в состав союзных республик входили двенадцать. По новой конституции все автономные республики вошли непосредственно в состав союзных республик. Что касается автономных областей, то возможность их вхождения в краевые объединения была предусмотрена и новой Конституцией.
Конституция СССР законодательно закрепила наличие областного деления в трех союзных республиках – РСФСР, Украинской ССР, Казахской ССР и краевого деления – в РСФСР. Утверждение образования краев и областей было отнесено к ведению общесоюзных органов государственной власти.