СУ-76и —советская самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий на базе захваченных Красной Армией немецких танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Индекс «и» в обозначении СУ-76и обозначает иностранную базу для самоходки. На самом деле, САУ была принята на вооружение под обозначением «СУ С-1». В послевоенной печати встречается также обозначение «СУ-76 (С-1)». Машины этой марки серийно выпускались на московском заводе № 37 с марта 1943 года.
В отличие от ранее изготовленных самоходных гаубиц, рубка в новой САУ получила наклонные борта, что повышало их прочность.
18 января 1943 года подписано постановление ГКО №2758сс «Об организации на заводе № 37 производства самоходных артиллерийских установок СУ-76 на базе трофейных танков «Артштурм» и Т-3 с 76-мм пушкой Ф-34».
76-мм штурмовая самоходная пушка предназначена в качестве орудия сопровождения мотомехчастей и пехоты для борьбы с огневыми точками, танками и живой силой противника, как прямой наводке, так и с закрытых позиций. Для изготовления такой машины с экипажем из четырех человек предполагалось использовать штатную качающуюся часть 76-мм танковой пушки Ф-34 и шасси немецкого трофейного танка Т-3 (Pz III) или самоходки «Артштурм» (StuG III).
Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая), именно эта модификация пушки ЗИС-3 устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите образовывались щели. Эта проблема решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34, и было очень дешевым. Оно разрабатывалось для легких опытных САУ завода ГАЗ. От Ф-34 новая пушка отличалась наличием карданной рамки, позволявшей устанавливать его непосредственно в лобовой лист корпуса и освобождавшей полезный объем в боевом отделении.
Самоходная установка СУ-76И изготавливалась на базе танка Pz III (со снятой башней и подбашенным листом) или штурмового орудия StuG III с демонтированной рубкой. Вместо них сверху устанавливалась рубка в форме усеченной пирамиды, сваренная из бронелистов толщиной 25-35 мм. Вооружение машины из 76-мм танковой пушки Ф-34, имевшей в варианте для вооружения самоходки индекс С-1. От танкового варианта она отличалась наличием карданной рамки, позволявшей устанавливать орудие в лобовом листе рубки. В этой пушке использовался поворотный механизм от 122-мм гаубицы М-30. Снаружи установка пушки закрывалась литой бронемаской.
Боекомплект СУ-76И состоял из 98 выстрелов, уложенных в укладки у задней части правого и левого бортов боевого отделения. Экипаж машины состоял из четырех человек - механика-водителя, командира (справа от пушки), наводчика (слева от пушки) и заряжающего (в задней части боевого отделения). Для посадки экипажа имелось два люка слева в крыше над наводчиком и в кормовом листе рубки. Самоходка оснащалась радиостанцией 9-р и танковым переговорным устройством ТПУ-3.
Производство СУ-76и было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от своих основных недостатков. Решение о прекращении производства СУ-76и было связано, главным образом, из-за невозможности увеличения производства САУ, а также в предвидении трудностей с ремонтом поврежденных в боях САУ, поскольку поток захваченных шасси немецких танков старых образцов не только не увеличивался, но и заметно сокращался. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76и (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-1944 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.
Первые 25 СУ-76И поступили в Московский центр самоходной артиллерии в конце мая 1943 года. Здесь сразу же началась подготовка экипажей на новые машины, что оказалось непростым делом.
Первой частью, вступивший в бой на них, видимо стал 1902-й самоходно-артиллерийский полк.
Его комплектование началось на основании приказа наркома обороны №ОРГ/3/2134, которым командованию Воронежского фронта предписывалось сформировать самоходно-артиллерийский полк номер 1902. Этим поручили заниматься гвардии подполковнику Грдзелишвили (он же назначен командиром полка), общее руководство велось командующим бронетанковыми и механизированными войсками Воронежского фронта генерал-лейтенантом Штевневым.
4 июля 1943 года командир полка выехал в Москву, на завод № 37 за получением 16 самоходных установок СУ-76И. 13 июля СУ-76И погрузили на платформы на станции Белокаменка, и через восемь дней они прибыли в Новый Оскол. Здесь самоходки закрепили за экипажами 1902-го самоходно-артиллерийского полка и сформировали пять батарей (по три СУ-76И), которые 28 июля перебросили на станцию Обоянь и включили в состав 5-й гвардейской армии.
Однако из-за недоукомплектованности самоходками согласно новому штату, автотранспортом полк еще две недели находился на формировании, получив за это время, помимо прочего имущества, пять СУ-122 (на базе Т-34). 13 августа он выдвинулся к линии фронта, сосредоточившись в селе Лозовое. Здесь полк придали 13-й гвардейской стрелковой дивизии 32-го гвардейского стрелкового корпуса с задачей: поддержать атаку пехоты на укрепленную высоту 202,4, господствующую над местностью.
В 12.00 14 августа три СУ-122 1902-го полка огнем поддерживали части дивизии, в результате чего высота была взята. Но ночью, подтянув 6-8 танков и до батальона пехоты, немцы выбили с высоты наши части. В 12.00 15 августа 1943 года, после короткой артподготовки, стрелковый полк 13-й гвардейской дивизии при поддержке девяти самоходок (три СУ-122, шесть СУ-76И) атаковали высоту и после двухчасового боя вновь взяли ее. При этом отмечалось, что «личный состав 1902-го САП с поставленной задачей справился отлично, за что от командира корпуса получил благодарность». В этом бою самоходчики уничтожили один танк, два орудия, до взвода пехоты и подавили батарею 75-мм орудий. Свои потери составили одна подбитая СУ-76И, командир которой был ранен.
На следующий день полк передали в оперативное подчинение Степного фронта и, получив 17 августа на станции Мерлово пять СУ-122 и одну СУ-76, стал выдвигаться на Максимовку, ведя бои с арьергардами противника. 20 августа самоходки поддерживали атаки 66-й стрелковой дивизии в районе Кадница. Немцы оказывали яростное сопротивление, часто переходя в контратаки - прорыв этого рубежа позволял нашим частям перерезать железную дорогу Полтава-Харьков. К вечеру противник начал отход на Александровку (35 километров западнее Максимовки), преследование и бои с его арьергардами шли весь следующий день.
2 сентября 1943 года 1902-й САП, совместно с 57-м тяжелым танковым полком, участвовали в отвлекающем ударе, наносимом частями 66-й стрелковой дивизии в районе совхоза Кирасирский. В результате немцев выбили из Марьино, а своим огнем самоходки уничтожили один танк, два орудия, девять пулеметов и до 100 человек пехоты. Артиллерией противника была подбита одна СУ-76И, убито два и ранено два человека.
Утром 9 сентября 1943 года одна СУ-122 и восемь СУ-76И, приданные 9-й стрелковой дивизии 5-й гвардейской армии, участвовали в бою за высоту 200,4 (в районе Марьино). Однако заняв высоту самоходки попали под сильный огонь противника со стороны хутора Журавли, и перешли к обороне. На следующий день две СУ-76И, проводивших разведку в направлении Журавли, нарвались на немецкую артиллерию, в результате чего одна машина сгорела от прямого попадания снаряда.
11 сентября шесть СУ-76И с пехотой 9-й стрелковой дивизии перерезали железную дорогу Полтава-Харьков, и, закрепившись у деревни Высокополье, отбили все атаки противника. При этом две машины подорвались на минах, но были восстановлены силами экипажей. В ночь с 17 на 18 сентября в ходе артиллерийской дуэли с немецкими танками у Синькова балка огнем СУ-76И был уничтожен танк Pz.Kpfw.III.
20 сентября 1902-й полк, приданный 13-й стрелковой дивизии, получил задачу: выдвинуться вперед и занять переправу через реку Ворскла, тем самым отрезав пути отхода противнику на Полтаву. В ночь на 21 сентября самоходчики, имея одну СУ-122 и пять СУ-76И, двинулись в ночной рейд, и после скоротечного боя захватили переправу и удерживали ее до подхода основных сил. При этом была потеряна одна СУ-76И (сгорела). Ответным огнем самоходки подбили и уничтожили три немецких танка.
В последующее дни полк, преследуя отходящего противника, форсировал Ворсклу, перерезал шоссе Диканька-Полтава (в 12 километрах от города) и к вечеру 26 сентября занял село Мануселия в 20 километрах от Кременчуга.
После приведения в порядок, в ночь на 29 сентября 1943 года 1902-й полк с 13-й стрелковой дивизией атаковали город с севера. Ворвавшись в Кременчуг первыми, самоходки «огнем и гусеницами поддерживали наступление своей пехоты, громя оставшиеся огневые точки и живую силу противника». К вечеру того же дня Кременчуг освобожден, немецкие части отошли на правый берег Днепра. В тот же день приказом Верховного Главнокомандующего Сталина 1902-й самоходно-артиллерийский полк, вместе с другими частями, отличившимися при взятии города, получил почетное наименование Кременчугский.
После форсирования Днепра в октябре 1943 года 1902-й полк участвовал в боях за Вовкивку и Пятихатку, после чего был выведен в резерв. 25 ноября он убыл на переформирование в Москву, передав все оставшиеся машины на СПАМ. Впоследствии эта часть получила самоходные установки СУ-76М.
Большая часть СУ-76И (более половины) поступила на вооружение не самоходно-артиллерийских полков, а 7-го механизированного корпуса: к началу сентября он имел 105 СУ-76И. Каждая из трех мехбригад корпуса имела полк самоходной артиллерии - 35 СУ-76И.
В 58-м полку самоходной артиллерии (командир подполковник Пряхин) ситуация оказалась несколько другой - эта часть начала формироваться еще в мае 1943 года, и в течение трех месяцев экипажи с машинами передавались несколько раз: сначала в 991-й самоходно-артиллерийский полк, затем в 229-й танковый, после этого в 177-й танковый и только 31 августа - в 58-й полк самоходной артиллерии. В результате перетасовок моторесурс самоходок почти полностью исчерпан. Кроме того, технический состав, который изначально готовился на СУ-76И (помощники командиров рот по техчасти), остался в 991-м самоходно-артиллерийском полку.
К 14 сентября из 35 СУ-76И 15 машин находились в ремонте, при этом у трех самоходок велась замена моторов. Остальные имели большое количество дефектов - стук распределительного механизма, износ цилиндров и поршней, выход из строя гидротормоза управления. В целом же отмечалось, что большинство машин требует повторного ремонта на заводе.
12 и 14 сентября в расположение 7-го мехкорпуса выехали две бригады рабочих завода № 37 с необходимыми для ремонта СУ-76И запчастями. 177-й полк самоходной артиллерии 64-й мехбригады не проверялся, так как он получил матчасть с завода № 37 только 6 сентября 1943 года. Корпус убыл на Юго-Западный фронт в конце сентября 1943 года, участвовал в боях в Запорожье.
Тактико-технические характеристики СУ-76и образца 1943 года:
Масса: 22 500 кг.
Экипаж: 4 чел.
Размеры:
Длина: 6 900 мм.
Ширина: 2 910 мм.
Высота: 2 375 мм.
Клиренс: 350 мм.
Вооружение:
— 76,2-мм пушка С-1, боекомплект 96 снарядов.
— 2 пистолета-пулемета ППШ, боекомплект 994 (14 дисков).
— 25 гранат Ф-1.
Бронирование:
лоб корпуса: 30 мм.
лоб рубки: 35 мм.
борт корпуса: 30 мм.
борт рубки: 25 мм.
корма, крыша, днище: 15 мм.
Двигатель: Maybach HL120TRM, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 300 л.с.
Скорость: 50 км\ч по шоссе.
Запас хода по шоссе: 180 км.
Преодоление препятствий:
Угол подъёма: 30°.
Высота стенки: 1,00 м.
Глубина брода: 1,00 м.
Ширина рва: 2,10 м.
Самоходные установки СУ-76И использовались в Действующей Армии до лета 1944 года, а в учебных частях - до конца войны. В музейной коллекции бронеединиц на полигоне в Кубинке действующий образец СУ-76И был списан только в 1968 году.
В настоящее время сохранилось три экземпляра СУ-76и.
Украина — на постаменте в городе Сарны (Ровенская область, Украина).
В открытой экспозиции Музея на Поклонной горе (филиал ЦМВС, г. Москва). Данный экземпляр полностью аутентичен, кроме маски орудия и восстановленного кормового листа.
В открытой экспозиции музея «Боевая слава Урала» (г. Верхняя Пышма). Ходовая часть — от Pz III. СУ-76И серийно производилась в 1943 г. на заводе № 37 (г. Свердловск) на шасси немецких танков Rz. Kpfm III. На боевой машине установлена 76-мм пушка С-1, спроектированная на основе танковой пушки Ф-34.
скачать dle 12.1
- 0