Две исторические вехи Тюменской таможни

Опубликовал: zampolit, 15-10-2019, 13:01, Путешествие в историю, 94, 0

24 октября 1990 года - день образования Тюменской таможни. Хотя своими корнями она уходит в далекий XVI век именно тогда появились первые упоминания о таможенном деле на тюменской земле.
Основанная в 1586 году Тюмень стояла на стратегически важном месте: через него пролегал Великий Северный «шелковый путь», соединяющий Китай и города Восточной Сибири с центром Руси – Москвой.

Таможенные явочные книги архива Тобольского кремля свидетельствуют о том, что первые упоминания о таможенных операциях в Тюмени относятся к 1604 году. На протяжении полутораста лет в небольшом сибирском городке осуществлялся финансовый и экономический контроль со стороны государства за деятельностью купцов.

В Тюмени была построена таможенная изба, которая являлась составной частью Гостиного двора. Тюменский гостиный двор считался одним из крупных, наравне с гостиными дворами в Верхотурье и Мангазее.

В 1624 году на гостином дворе было три таможенные избы и двадцать четыре торговых лавки, в 1695 году количество частных лавок увеличилось в пять раз.

Город Тюмень долгое время являлся базой освоения Сибири и до 1749 года играл роль пограничного форпоста, прикрывая русские владения за Уралом от вторжения кочевников. По данным дозорной книги 1624 года в городе было 307 дворов, 10 приказных людей, бояр, воевод и 153 служилых людей. Здесь снаряжались отряды для «проведывания» новых земель.

Город развивался и как важный транспортный узел. Здесь начинался водный путь: вверх по Тоболу и Иртышу - на Крайний Север, а на запад - через реку Туру - товары попадали в Верхотурье, на правительственную Бабиновскую дорогу.
Являясь столицей богатейшего края, Тюмень поставляла к царс­кому двору лес, рыбу, ягоды, кедровый орех и пушнину. Поэтому на печати Тюменской таможни были изображены «лисица да бобр».

Рынок ввозимых в Тюмень грузов до середины XVIII века был насыщен товарами потребительско-бытового спроса: наряду с сукном, мылом, кожей, красками, одеждой и обувью имелись и факты продажи-купли людей. Особенно дорого продавались изделия из металла, охотничьи припасы и предметы домашнего обихода, которые завозились из центральных городов России. С развитием промышленности в XIX веке в патриархальном до той поры городе стали развиваться судостроение и деревообрабатывающие промыслы: производство телег, саней, крестьянской мебели и ткацких станков.

В конце XIX века Тюмень стала базой парового флота. А открытие железной дороги Екатеринбург-Тюмень соединило Сибирь с центром России. Торговые дела пошли в гору. 1 мая 1899 года Соединенные департаменты Законов и Государственной экономии приняли «Положение об обустройстве таможенной части в Сибири».

1 сентября 1899 года Департамент таможенных сборов учредил в Тюмени таможню первого класса. Здание Тюменской таможни находилось на железнодорожной станции Тура. Во дворе таможни имелись два каменных склада. Тюмень утвердилась как крупный поставщик чая в Сибири и для европейской части России.

Таможня приносила доход в государеву казну до 1901 года. Однако, в связи с открытием участка Новосибирск-Омск провоз иностранных товаров уверенно «встал на рельсы». Товары, предназначенные для европейской России, стали проезжать мимо провинциального города.

Государственный Совет в Соединенных Департаментах Законов и Государственной Экономии и в Общем Собрании решил упразднить таможни первого класса в Тюмени и Красноярске.

Шли годы и 1 сентября 1989 года, ровно через 90 лет после роспуска таможенной службы в Западной Сибири, в Тюмени был открыт Тюменский пост Екатеринбургской таможни. Спустя год приказом ГУ ГТК при Совете Министров СССР № 253 от 24 октября 1990 года Тюменский таможенный пост был преобразован в Тюменскую таможню.

Организационно-штатная структура Тюменской таможни на этот период составляла 15 постов, в том числе Заводоуковский, Ишимский, Казанский, Междуреченский, Надымский, Нижневартовский, Новоуренгойский, Ноябрьский, Няганьский, Салехардский, Сургутский, Тобольский, Ханты Мансийский, Югорский, Ялуторовский.

С годами Тюменская таможня росла и менялась. С 1 апреля 1993 года – это одна из десяти таможен Уральского таможенного управления. В 1995 году в связи с реорганизацией Тюменской таможни от нее были отделены северные посты и созданы Новоуренгойская, Сургутская и Нижневартовская таможни.

В зоне деятельности Тюменской таможни остался юг Тюменской области, общей площадью 161,8 тыс. кв. километров, на которой проживают 1,5 млн. человек. В состав Тюменской таможни входили 5 таможенных постов: три внутренних - Ишимский, Тюменский и Тобольский и два приграничных - Аэропорт Рощино и МАПП Казанское (протяженность Государственной границы с Республикой Казахстан, в зоне деятельности таможни, составляла 186 км.).

Таможенный пост МАПП Казанское был образован 11 декабря 1992 года. В связи с отменой с 01 июля 2011 года таможенного контроля на российско-казахстанском участке государственной границы таможенный пост МАПП Казанское Тюменской таможни в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России от 13.04.2011 № 777 был ликвидирован.

Особое место в истории учреждения занимает 2007 год, когда во всероссийском конкурсе на звание лучшей таможни второй категории она завоевала первое место.

Современная Тюменская таможня состоит из 27 структурных подразделений, в том числе 4-х таможенных постов: Тюменский, Тобольский, Ишимский и воздушный пункт пропуска Аэропорт Рощино. Численность Тюменской таможни 266 человек.

Источник: по материалам сайта Уральского таможенного управления http://old.utu.customs.ru/

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Календарь
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.