Окунево - с соленым озером и старообрядческой церковью
Село Окунево, расположившееся на увале между двух озер - Бердюжье и Долгое, - растянулось почти на два километра. Первое упоминание о деревне Окунево из 6 дворов датируется 1781 годом, она входило в приход Николаевской церкви села Казанцево. В ревизии (переписи населения) 1782 года в Окунево переписано уже восемь семей. Это семьи Гурия Васильева, Никифора Игнатьевича Денисова, Саввы Ивановича Решетникова, Михайла Алексеевича Новожилова, Тимофея Семеновича Семенова, Григория Яковлевича Гребенщикова, Ивана Денисовича Третьякова и Ивана Давидовича Казакова. Всего включая детей лиц мужского пола - 18 человек, и женского - 23 человека.
Чуть позже сюда переселились со своими семьями Еким Григорьевич Кукушкин, Гаврило Трофимович Сысолятин, Максим Иванович Каргаполов, Тимофей Иванович Копытов, Петр Сидорович Соломатин, Ермил Евдокимович Субботин, Изот Мартынович Кошкаров и другие. В 1787 году в Окунево проживало лиц мужского пола - 72, женского - 68. В ревизии за 1795 год записано уже 109 лиц мужского пола и 101 - женского пола. Безусловно, на новое место сначала ехали мужики - осваивались, строили жилища, а уже потом перевозили сюда свои семьи и весь скарб.
С каждым годом число жителей увеличивалось. В ревизии 1812 года переписано уже 186 лиц мужского пола. В 1850 году переписано мужчин 208, женщин - 246. В 1858 году мужчин - 212, женщин - 255. В 1897 году в Окунево проживало уже 1248 человек. Больше всего было Каргаполовых - 24 семьи, Денисовых - 12 семей, Барсуковых и Васильевых - по 9 семей, Копытовых - 8 семей, Корниловых, Субботиных, Сысолятиных - по 5 семей и так далее.
Откуда прибыли переселенцы? Федор Петрович Ханьжин - из Оренбургской губернии, Алексей Федорович Васильев - из Симбирской, Семен Антонович Корушин - из Самарской, Кузьма Максимович Малых - из Вятской, литовец Егор Вахромеевич Степанов - из Ковенской, Лазарь Иванович Хуторнов - из Черниговской, Иван Назарович Федьков - из Полтавской, Каргаполовы из Архангельской.
Отставные солдаты Алексей Петрович Корнилов, Никита Карпович Чекмарев, Спиридон Ефимович Барсуков, Дормидонт Герасимович Санников, Ануфрий Родионович Мальцев и многие другие, отслужив положенный срок в царской армии и получив при этом определенные льготы, решили попытать счастья в далекой Сибири. Староверы Копытовы, Кукушкины, Каргаполовы, Васильевы, Субботины, Денисовы и другие, не принявшие реформы патриарха Никона и подвергавшиеся гонению, вынуждены были бежать в Сибирь. Были и вольные переселенцы.
Основным занятием крестьян Окунево было земледелие, но были и другие виды деятельности. Агей Максимович Чашков, Диафилакт Никифорович Сорокин, Федор Сергеевич Чекмарев и Григорий Михайлович Шикунов занимались разведением и продажей скота. Иван Петрович Федоров, а также три цыгана - Корней Федорович Зубенков, Андрей Игнатьевич Лебедев и выходец из Петербургской губернии Иван Дмитриевич Дмитриев - торговали лошадьми. Кузнецы: Прокопий Иванович Баянов, Игнат Авотьевич Денисов, Иван Фирсович Барсуков, Петр Игнатьевич Денисов, Изот Митрофанович Каргаполов и его сын, слесарь-кузнец Евтифей Изотович. Они выполняли не только кузнечные работы, но и ремонтировали сельхозтехнику, которой в те годы в Окунево было уже немало.
Пимокаты: Алексей Петрович Корнилов, Григорий Петрович Корнилов, Митрофан Данилович Арканов и Григорий Семенович Корушин. Бондари: Иван Парфенович Новожилов, Христофор Назарович Федьков, Прохор Дементьевич Власов. Сапожники: Сергей Ларионович Шмурыгин и цыган Сергей Андреевич Волков. Шорник: Трифон Савельевич Каргаполов. Плотники: Данило Семенович Корушин, Иван Егорович Шевелев, Иван Степанович Шишкин, Сергей Петрович Ханьжин, Федор Петрович Ханьжин и столяр-стекольщик Осип Поликарпович Усольцев.
Плотники в Окунево ценились. Приезжали новые жители, да и те, кто давно жил в Окунево, строили себе новые дома. Рубили уже не просто избы, а дома пятистенники с кухней и горницей и также крестовые, с кухней и тремя комнатами.
Наиболее состоятельные семьи в конце XIX века ездили в устье Ишима и Вагая за «красным» лесом. Дома из него были не только красивые, но и долговечные. Некоторым жителям Окунево, имеющим большое подсобное хозяйство и большую семью, одного дома было уже недостаточно. Например, у Агея Максимовича Пашкова и Василия Максимовича Машкова было по три дома, по два дома было у Михаила Нестеровича Корнилова, Феоктиста Никифоровича Сорокина, Григория Михайловича Шикунова, Виктора Федоровича Журавлева, Гордея Клементьевича Каргаполова и Гаврила Павловича Швейкина.
Всем миром ставили высокие и крепкие дома, усадьбы обносили заплотом, но замков не вешали. Одевались просто, но добротно; армяков и лаптей не знали, носили катаные пимы и полушубки. Все село жило общиной, высшим органом власти был сход, «мирской приговор» здесь решали все спорные вопросы, делили землю и сенокосы, могли изгнать из общества за пьянку или обман.
Со временем в Окунево стало две улицы. Та, что, тянулась вдоль озера Долгого, называлась Большой (позже - Колхозная), а та, что вдоль озера Бердюжье - Малой (позже Совхозная). Западную окраину села называли «Расеей».
В 1897 году православные жители Окунево на свои средства построили церковь во имя Рождества Христова. При ней была открыта церковно-приходская школа. Храм не имел собственного священника и прихода, а был приписан к церкви села Уктуз.
Старообрядческая община Окунево принадлежала к «часовенному» согласию «беглопоповского» направления. Еще до 1826 года, во времена правления либерального императора Александра I, сделавшего некоторые послабления по отношению к старообрядцам, в деревне была выстроена часовня. Фактически же это была церковь, поскольку, несмотря на официальный запрет, в ней имелся стоящий посередине церковный престол. В 1839 году, после ареста старообрядческого попа Ивана Никитина, часовня была закрыта властями.
Старообрядцам не разрешалось строить свои церкви. В переписных листах жителей Окунево старообрядцы записывались как «раскольники австрийской секты». В это время в Окунево проживало 633 православных (мирских) и 615 старообрядцев (двоедан). В селе было 64 грамотных жителя.
Старообрядцам строить церковь не разрешали. Только после указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» от 17 октября 1906 года старообрядцам было разрешено осуществлять свою деятельность.
27 февраля 1907 года в Тобольском губернском правлении была зарегистрирована старообрядческая община села Окунево. В 1908 году было закончено строительство церкви, и 30 ноября (по старому стилю) 1908 года она была освящена епископом Пермским и Тобольским Антонием и названа во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
С этого момента Окуневский храм стал центром религиозно-общественной жизни старообрядцев Зауралья. 17 ноября 1917 года в Окунево состоялся съезд старообрядческих священников 4-го благочиния Пермско-Тобольской епархии. 11 ноября 1918 года прошел уездный съезд старообрядцев всех согласий. 18-19 декабря 1918 года состоялся съезд старообрядцев всех согласий Тобольской губернии.
В селе было около 80 процентов середняцких хозяйств, около 7 процентов безлошадных и около 10-15 процентов т.н. кулаков. К ним можно было отнести Прокопия Баянова, Андрея Фадеевича Новожилова, Павла Терентьевича Чашкова, Платона Денисова, Платона Игнатьевича Барсукова.
В Окунево было около 20 ветряных мельниц, несколько магазинов, в том числе у Павла Чашкова, Платона Денисова, Евлампия Сорокина. Было в селе и государственное питейное заведение, в котором распорядительницей была шестидесятилетняя уроженка Литвы Пульхерия Леонтьевна Шекзорович.
В 1919 году состоялся епархиальный съезд старообрядцев, который направил приветственную телеграмму Верховному правителю Сибири А.В. Колчаку, за подписью председателя собрания, епископа Уральского и Пермско-Тобольского Амфилохия: «Да поможет Вам Всевышний на избранном Вами тернистом пути донести взятое бремя до сердца России — Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости». В ответном послании адмирал отвечал: «Жду от деятелей съезда активной и положительной работы по борьбе с большевизмом и его влиянием в русском быту, одним из хранителей чистоты которого искони было старообрядчество».
Окуневский сельский совет образован в декабре 1919 года. До установления Советской власти село Окунево входило в состав Уктузской волости Ишимского уезда. Сельсовет просуществовал он недолго и в октябре 1923 г. был упразднен. Когда образовался Бердюжский район, в состав его вошел заново образованный Окуневский сельсовет.
В конце 1920 года была объявлена продразверстка. По селам и деревням поехали продотряды, выгребая хлеб у крестьян. Такой отряд во главе с продкомиссаром Абабкиным прибыл в Окунево. Но ни крики, ни угрозы и даже залпы красноармейцев из винтовок поверх голов собранных жителей не дали результатов. Окуневцы хлеб не отдали, а «взялись за вилы», и отряд в спешке покинул село. Через несколько дней в волость были введены две карательные роты, а затем еще 70 штыков «для окончательного водворения порядка». Продотряды забирали весь хлеб, включая семенной, обрекая крестьян на голод. В результате такой политики новой власти роптание и возмущение крестьян переросло в жестокое и беспощадное восстание, охватившее огромную территорию Западной Сибири.
Окунево стало одним из опорных пунктов повстанцев Ишимского фронта во главе с Григорием Денисовичем Атамановым. Через село проходило немало подвод на Уктуз с арестованными коммунистами, коммунарами, членами их семей, а также с теми, кого повстанцы считали сторонниками новой власти. Сам Григорий Атаманов тоже несколько раз бывал в Окунево (три приказа своим войскам были написаны им там). Боевых действий на территории села не было, но 16 марта 1921 года Окунево было занято красными, в результате чего погибло немало сельчан. На третий день «мирский» священник Моисей Сержантов и «двоеданский» Петр Каргаполов отпевали своих прихожан, и долго звонили колокола обеих церквей, провожая в последний путь убиенных. Затем начались аресты, допросы. К примеру, Архипов Василий Федорович за участие в восстании был осужден на 10 лет.
В годы коллективизации село Окунево, где был образован колхоз «Красное знамя», становится центральной усадьбой единственного в районе и области совхоза «Бердюжский» (первый директор - М.Д. Песков). С образованием совхоза в 1930 годы возникли фермы-деревни: Чесноки, Глубокое, Желтое, Пегановская зимовка, Крутоберегое, Угрюмое.
Первыми колхозниками стали Иван Романович Летунов, Петр Екимович Васильев, Петр Евсеевич Барсуков, Федор Андреевич Шмурыгин, Сидор Федорович Сорокин, Василий Кузьмич Васильев, Михаил Родионович Вьюшков, Корнил Григорьевич Субботин, Дмитрий Александрович Кузьмин, Иван Владимирович Корушин, Николай Григорьевич Зобнин, Иван Федорович Копытов, Петр Федорович Копытов, Петр Иванович Первушин, Егор Николаевич Пеганов.
В 1931 году началось раскулачивание. У Денисовых, Журавлевых, Васильевых, Ханжиных, Корниловых, Новожиловых и многих других отняли все имущество, весь скот, а самих сослали - кого на Север, а кого - на шахты и стройки северного Урала. И никто из них уже не вернулся в родное село.
В 1934 году выходит постановление Бердюжского райисполкома о снятии колоколов с обеих окуневских церквей. В 1935 году выходит постановление комиссии по делам культов при Омском исполкоме о закрытии церквей. Священники Моисей Сержантов и Лев Денисов были арестованы. Еще раньше были арестованы Трифон Яковлев (отец Трифон) и Василий Журавлев (отец Василий).
В 1937 году были арестованы, осуждены и расстреляны: Михаил Елисеевич Белов, Михаил Тихонович Журавлев, Степан Осипович Замякин, Аввакум Федорович Чекмарев, Андрей Еремеевич Чернов, Сафрон Иванович Яковлев, Зиновий Дмитриевич Кукушкин. Павел Терентьевич Чашков, раскулаченный и сосланный в 1931 году в Уватский район, в 1937 году был также арестован, обвинен в контрреволюционной агитации и контрреволюционной деятельности, осужден и расстрелян в Тобольске.
В 1944 году фермы Орлово, Желтое, Глубокое, Чесноки были отделены от совхоза «Бердюжский», так как организовался новый совхоз «Глубоковский».
В 1954 году Окуневский сельсовет разделили на два сельсовета: Перво-Песьяновский и Нестеровский. 1 августа 1957 г. был вновь образован Окуневский сельсовет.
В начале 80-х годов и в годы перестройки на территории стали образовываться крестьянско-фермерские хозяйства, первоначально их было 23. В 1997 году на землях расформированного совхоза «Бердюжский» образовалось хозрасчетное подразделение ЗАО «Племзавод-Юбилейный». Сегодня Окуневское ХРП – признанный лидер по производству зерна в районе. Здесь получают самые высокие урожаи, чему в немалой степени способствует техническое перевооружение производства. Население деревень, входящих в состав Окуневского сельского поселения, - Одышки, Нестерово, Крутоберегого и Карьково, - занято в основном на личных подворьях.
Главное богатство земли Окуневской — это люди. Среди них - заслуженные учителя РСФСР А.Д. Первушина, В.Л. Васильева, Н.И. Первушин; орденоносцы: А.А. Замякин, В.Я. Аверин. В.Ф. Яковлев, Г.М. Данилов, А.Л. Гриценко; почетные граждане Бердюжского района - Первушина Анна Дмитриевна, Замякин Анатолий Александрович, Поляков Валентин Сергеевич.
Для полноценного отдыха и культурного развития населения работает грамотный и профессиональный коллектив в Окуневском культурно-досуговом центре. Хоккейная и футбольная команды с. Окунево - неоднократные призеры районных и областных соревнований. Большой вклад в развитие спорта на селе внесли Надеин И.М., Замякин Е.А., Фадеев Ю.В.
Настоящей жемчужиной Окуневской земли является озеро Соленое с целебными грязями, по своему действию приравниваемыми к грязям Мацесты. С давних времен люди используют грязи Окуневского озера для лечения различных заболеваний, в основном – опорно-двигательного аппарата. К сожалению, до сих пор природный потенциал уникального озера не используется официальной медициной, люди пользуются ими на свой страх и риск. Попытки организовать цивилизованное бальнеолечение на основе грязей Соленого озера, предпринимавшиеся с 80-х годов прошлого века, пока не увенчались успехом.
В 2015 году началось строительство кирпичного старообрядческого храма на месте бывшего деревянного, разобранного в 70-х годах прошлого века. Это стало возможным благодаря пожертвованиям уроженки села Окунево Натальи Барсуковой-Энгл, живущей в настоящее время в Анапе. Ее прадед был священнослужителем в том старом двоеданском дореволюционном храме. Храм в Окунево – один из последних проектов знаменитого архитектора из Новосибирска, старообрядца – Александра Петровича Долнакова.
До Окунево из райцентра Бердюжье ежедневно совершают рейсы автобусы № 254 Бердюжье – Одышка и № 255 Бердюжье - Нестерово
Адрес: Тюменская область, Бердюжский район, село Окунево. Координаты: 55.717487, 68.692050