"Красный стык" Абатской НПС

Опубликовал: zampolit, 17-08-2019, 07:00, Путешествие в историю, 44, 0
"Красный стык" Абатской НПС

Открытие огромных богатств в недрах Тюменской области дало ее экономике второе рождение. В аграрный край нефтяники пришли в конце 60-х годов с веселым шумом молодежной стройки, с ревом бульдозеров, вездеходов, вписав новую страницу в историю Абатского района.

Нефтепровод Усть-Балык-Омск был крупнейшей стройкой в освоении тюменской нефти. Начинался он с Усть-Балыкского месторождения (затем, по мере обустройства к нему подключались промыслы Мегиона, Сургута, Нижневартовского месторождений) и, проходя через множество природных преград, подходил к Омскому нефтеперерабатывающему заводу. Нефтепровод позволял увеличить добычу тюменской нефти в несколько раз. До этого нефть доставлялась на Омский завод танкерами и железной дорогой. Строительство участка 712-763 (километры) нефтепровода шло по территории Абатского района.

Здесь же, возле деревни Бобыльск, на 725-м километре крупнейшей магистрали - нефтепровода Усть-Балык-Омск 24 августа 1967 года был сварен последний стык, как его тогда назвали - Красный стык. Это событие имело большое значение, право открыть митинг было предоставлено Николаю Михайловичу Мухину, первому секретарю Абатского райкома партии. Во многом, благодаря содействию руководства района, последний стык был сварен на два месяца раньше запланированного срока.

В 1969 году для прокачки нефти по этому участку нефтепровода была построена Абатская нефтеперекачивающая станция и поселок для проживания работников станции. В в начале 70-х годов в п. Абатском вырос целый квартал двухэтажных благоустроенных домов работников НПС.

Из воспоминаний работников станции - слесарей КИПиА: Валентина Николаевича Инютина, пришедшего на станцию в 1969 году, Павла Александровича Чепарухина, связавшего свою жизнь со станцией в 1971 году, Александра Зеновьевича Надиева, ставшего нефтяником в 1993 году; электрогазосварщика Анатолия Алексеевича Азаренка (1995 г.), водителя пожарной машины Алексея Алексеевича Солнцева (1973 г.) и Николая Дмитриевича Гилева (1997 г.):

«Станция начала строиться в 1967-68 гг. Слово «нефтяник» звучало гордо. На работавших здесь смотрели, как на первопроходцев. По сути, они ими и были. Работать на станции было престижно, и сюда стремились попасть. Но была установка - из совхозов людей на работу не брать. Хлебные поля тогда были много больше нынешних, а потому каждая пара рук на учете. Станция строилась стремительно. Практически сразу же были построены два двухэтажных жилых дома. Менее чем за год поднялись производственные цеха. И 10 октября 1969 года станция была пущена.

Со специальным образованием людей не было. Совсем без образования на работу тоже не брали, но в основном у всех были курсы механизации. Настоящим событием стал приезд операторов - выпускников Волгоградского техникума. Для нас же, пришедших, скажем так. со стороны, долго не было никаких квалификационных курсов. Это сейчас, даже со специальным образованием, проходят обязательное дополнительное обучение в Тюменском учебном центре. Тогда же профессиональному мастерству мы учились методом проб и ошибок, и своими навыками щедро делились друг с другом.

Начальники станции в ту пору менялись часто. Но нам в основном везло на умных, порядочных руководителей. Первым начальником станции был Ледко, затем Ялынский, Абросимов, Тагиров, Сысолятин, Г.Н. Кротик, А.М. Дементьев, Т.Д. Журавлев, более 15 лет руководил станцией И.И. Покровский. В основном при нем вырос поселок, окрепла материальная база. И еще он очень неравнодушный человек. Его всегда кроме производства интересовала и наша жизнь, он был с нами и стремился помочь.
Первые годы было очень трудно. Это сейчас везде автоматика, а во времена нашей молодости - чуть зазевался и пожалуйста, сбой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А какая непролазная грязь была. Дорог практически не было. На чем только ни добирались на работу: на лодках, на вездеходах, на тракторах и даже на вертолете».

В.И. Манюков: «На станцию пришел в январе 1970 года. До 1996 года работал водителем вахтового автобуса. Первые годы запомнились бездорожьем, но в любую погоду, хоть камни с неба, автобус должен быть на месте согласно графику. Как все радовались дороге с твердым покрытием! Въезд в поселок был асфальтированный, и автобус подходил за детьми почти к самым домам.

И еще в первые годы часты были аварии. Сейчас, при нынешней организации работы, когда основными принципами ОАО «Сибнефтепровод». в состав которого входит НПС «Абатская», стали выполнение требований отечественного законодательства. международных договоров, стандартов, правил природопользования, аварии на нефтепроводе в принципе невозможны. Но, почти полвека назад, в первые годы существования нефтепровода, они были довольно частым явлением. На их ликвидацию выходили все. На станции оставался лишь дежурный оператор. Работали сутками, пока не восстановим нефтепровод, не ликвидируем последствия. Все это время жили в палатках, несмотря на холод, домой не уходили - дорога каждая минута - нефтепровод стоит. Пока одна смена работает, другая отдыхает, варит еду, и так без перерыва.

Тяжело было, но люди оставались на высоте. Мне кажется, что хотя сейчас и другая техника, другие условия, отношение людей к работе на станции осталось прежним».

А Геннадию Филипповичу Гилеву, работавшему на НПС сварщиком с 1970 года, запомнилась авария возле Волосной. Нефти в яму, где задвижка, натекло уже по колено, к тому же шел проливной дождь. И в эту яму рядом со сварщиком, встали А.Н. Коновалов, начальник аварийной службы, и А. Сысолятин, главный инженер. Один держал плащ над Гилевым, другой сбивал пламя с то и дело загорающейся от сварки нефти. Понимали ли они опасность, грозящую им? Конечно, - и скорее всего, равно как и всю меру ответственности, взятую ими на себя, потому и стояли рядом. В наш век прагматиков и циников то время, наверное, кажется безумием конченых романтиков. Но может быть, благодаря их смелости, умению брать ответственность на себя и жила страна.

Иван Иванович Покровский руководил станцией 15 лет. В Тюменскую область приехал по распределению после окончания Таганрогского радиотехнического института. Начинал работать инженером лаборатории, затем начальником участка КИПиА Ишимского управления. С 1978 года И.И. Покровский работал главным инженером Абатской HПC, а с 1980 г. - начальником станции. Причем 13-м по счету. И это за 10 лет существования станции.

"Основными проблемами на Абатской НПС в то время были нехватка жилья и плохие дороги. Решение их стало приоритетными направлениями моей работы, - рассказывал он. - В эти годы мы активно строили жилье, дороги, много внимания уделялось развитию инфраструктуры поселка НПС, его благоустройству. И как было приятно, когда исчезли огромные очереди на жилье. Мы обеспечили всех нуждающихся, построили даже с запасом.

Что касается производства, то занимались реконструкцией морально устаревшего оборудования НПС и линейной части, внедрили систему телемеханики, занимались подготовкой кадров. Большой вклад в развитие НПС своим самоотверженным трудом в те годы внесли: В.Т. Кааль, В.Л. Веселов, В.Ю. Ядринцев, С.В. Денисов, А.Г. Ситников, Н.А. Татьяненко, А.В. Усламин. Во многом благодаря им был достигнут высокий коэффициент безаварийной работы НПС."

В 1981 году, когда Тюменская область вышла на знаменательный рубеж перекачки нефти - миллион тонн в сутки, коллектив Абатской НПС занял первое место по Министерству нефтяной промышленности СССР. И наша станция единственная среди других станций Министерства была удостоена права нести Почетную вахту.

И не случайно многие работники станции награждены государственными наградами. удостоены почетных званий, занесены в книгу почета отрасли, награждены Почетными грамотами Министерства нефтяной промышленности.

Несколько лет из-за значительного снижения объемов перекачки нефти в восточном направлении станция находилась в «горячем резерве», т.е. в режиме постоянной готовности. При необходимости станция включалась в работу, для этого ей было достаточно нескольких минут.

В последние годы НПС -Абатская» руководили: Александр Сергеевич Двинский. Александр Валентинович Баринов, Олег Владимирович Никитин, Вадим Борисович Попков.

С 2012 года станция в работе. Выполняя государственное задание по перекачке нефти, подключается согласно режиму, зависящему от объемов перекачки. За 2012 год НПС -Абатская» прокачала около 30 миллионов тонн нефти. По прогнозам нагрузка на станцию, в связи с заключением договора с Китаем на поставку топлива, будет увеличиваться. А потому оборудование станции совершенствуется, постоянно идут предупредительные ремонты и обследования.

Источник: Л. Александрович «Годы Люди Жизнь», Новосибирск: Параллель, 2014 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2019 (23)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.