Планеры из Тюмени для десантников

Опубликовал: zampolit, 23-07-2019, 20:17, Великая Победа, 118, 0

Осенью 1941 года в Тюмень прибыли эшелоны с оборудованием завода № 241 и ОКБ № 31 Тушинского завода авиационной промышленности. Все они были объединены в один завод № 241. Главной продукцией этого предприятия стали десантные планеры типа А-7 конструкции О.К. Антонова.

Завод расположился в корпусах молочного и мясного рынка, недостроенных корпусах крытого рынка, здании педагогического техникума, помещении гвоздильного цеха мастерских «Красногвардеец», гараже горисполкома и на складе аптекоуправления. Срок пуска завода был определен начальником Главного управления по производству десантно-транспортных средств НКАП В.Н. Куликовым — конец декабря 1941 года. Катастрофически не хватало рабочих. В начале первого квартала 1942 года обеспеченность ими составляла всего 11,5 процента. Но несмотря на это 5 декабря 1941 года был пущен в строй инструментальный цех, а днем позже — механосборочный.

Уже 1 января 1942 года на заводе действовало 86 станков, на которых работало 185 рабочих. Был начат планомерный выпуск планеров.

Строительство десантных машин первоначально шло на территории крытого рынка, ныне центральная площадь города Тюмени. Полигон для испытаний находился в районе Заводоуковска. Фронт ежедневно получал отсюда необходимое вооружение.

Конструкторы О. Антонов и А. Эскин в Тюмени разработали особый проект гибрида танка и десантного планера. Работа над ним началась в декабре 1941 года. Этот оригинальный планер имел индекс А-40 или ЛТ, позже он стал именоваться КТ-60 («Крылья танка»).

КТ-60 имел бипланную крыльевую коробку с размахом 18 метров и общей площадью 85,8 квадратных метров. К ней на двух балках крепилось крыльевое оперение. Оно устанавливалось на легкий танк Т-60 с помощью специальных узлов, обеспечивавших их сброс сразу же после посадки. Экипаж из 2 человек находился внутри танка. Взлет и посадка на КТ-60 осуществлялись с помощью собственного гусеничного шасси.

Гибрид танка с планером мог самостоятельно передвигаться по земле со скоростью до 15 км/час, а скорость отрыва от земли составляла 110—115 км/час. Максимальная расчетная полетная масса равнялась 7804 кг.
В конце апреля 1942 года работа была завершена. КТ-60 из Тюмени был отправлен на один из испытательных аэродромов Летно- испытательного института в Подмосковье. С танка сняли башню, оставили всего 100 литров топлива и одного члена экипажа. Таким образом, полетная масса была уменьшена до 6710 кг.

2 сентября 1942 года летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин совершил первый испытательный полет на тюменском КТ-60. Самолет-буксировщик ТБ-3 пилотировал летчик-испытатель М.А. Нюхтиков. Первый полет оказался и последним, т. к. мощности двигателя самолета не хватало для длительной буксировки. Испытания были прерваны из-за отсутствия более мощного буксировщика и прекращения выпуска танков типа Т-60.

По приказу наркома авиапромышленности Алексея Ивановича Шахурина завод № 241 под руководством директора Чернякова и главного инженера Рафальянца сосредоточил свои усилия на выпуске десантных планеров типа А-7. Этими планерами, построенными в Тюмени, были оснащены два авиадесантных полка.

Пилоты-планеристы совершали на них боевые вылеты в район Сталинграда, доставляя вооружение, боеприпасы и продовольствие. Офицеры С. Н. Анохин, В. Д. Вьюнков и другие летали на планерах в Брянские леса. Принимали у себя легкие безмоторные аппараты партизаны Орловщины, Украины и Белоруссии. А-7 широко применялись во время десантных операций под Ржевом — Вязьмой, в боях на Воронежском фронте. Легкие планеры парили над кипящими водами Днепра во время форсирования этой реки осенью 1943 года.

Работая в тесном контакте с коллективом Тюменского фанерного комбината № 15, коллектив завода № 241 за время пребывания в Тюмени построил более 600 планеров. Труженики предприятия были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание планеров А-7, строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Планеростроители работали в Тюмени до 1944 года, затем завод № 241 был переведен в Саратов и в Рязань.

Своим самоотверженный трудом рабочие и инженеры завода, как и других предприятий нашего города, приближали день победы.

Источник: И. Ермаков, «Тюмень тыловая», Екатеринбург, средне-Уральское книжное издательство, 1995 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Февраль 2020 (40)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.