История железных дорог Сухоложского района

Опубликовал: murashka, 5-07-2019, 10:27, Путешествие в историю, 125, 0

На территории Сухоложского района проходят два участка Свердловской железной дороги: - по южной части проходит короткий участок (около 10 км) Транссибирской магистрали между станцией Пышминской и станцией Камышлов; на этом участке в пределах района расположены две полуказармы и три жд будки. С юга на северо-запад пролегает второй участок протяженностью 28 км. Этот участок соединяет ст. Богданович (на транссибирской магистрали) и ст. Егоршино; он дает выход грузов из Сухоложского района на Уральские ветки и транссибирскую магистраль.

Строительство второго участка железной дороги началось в 1910 году на трассе Богданович-Егоршино-Алапаевск-Нижний Тагил и закончилось в 1914 году. Эта дорога дала прямой выход северных уральских заводов на восток и юг (в сельскохозяйственные районы Сибири) в обход перегруженного Екатеринбургского жд узла и служила торговой дорогой, по которой доставлялись грузы из Сибири на Ирбитскую ярмарку и обратно. В 1942 году для уменьшения нагрузки Богдановичского жд узла от разъезда Северный парк была построена кривая (длиной около полукилометра), соединяющая этот участок дороги с Транссибирской магистралью в восточном направлении, минуя станцию Богданович.

В пределах района на этом участке железной дороги расположены следующие пункты: ст. Кунара, разъезд 223 км, ст. Алтынай, разъезд 236 км и соответствующее количество полуказарм и жд будок.

Во второй половине двадцатых годов от станции Кунара была проложена Курьинская ветка длиной 7 км до балластного карьера с одновременной постройкой ответвления от этой ветки к сладам бумажной фабрики. В начале тридцатых годов от этой ветки были построены подъездные пути к фабрике «Глав вторсырье» (теперь фабрика № 2) и к руднику «Белая Глина». В 1940 году от этой же ветки были проложены подъездные пути к строительной площадке завода «Вторцветмет». В 1945 году ветка была удлинена на 12 км, в связи с продвижением работ в балластном карьере. В 1957 году с прекращением работ в карьере участок ветки за площадкой «Курьи» был демонтирован.

По этой ветке в предвоенные и военные годы до 1956 года ежедневно курсировал пассажирский поезд от станции Богданович до площадки Курьи, в составе одного плацкартного и трех-четырех общих вагонов (часть пригородного поезда Свердловск-Камышлов). Специальное назначение этого поезда – транспортировка отдыхающих больных на курорт Курья и обратно.

В 1929 году от станции Кунара был проложен подъездной путь протяженностью 3,3 км к группе строящихся заводов: цементному и шамотному.

В 1933 году был открыт разъезд 223 км на северо-западной окраине Сухого Лога и от него построена ветка протяжённостью 1,5 км к лесобирже Асбестовского леспромхоза.

В 1942 году от разъезда 205 км была построена узкоколейная железнодорожная ветка (длиной 3,5 км) к шахте Черемшанка, которая была демонтирована в начале 1950-х годов в связи с консервацией шахты.
От станции Алтынай проложена жд ветка к угольным шахтам на территории Алтынайского поселкового Совета, а период с середины 30-х годов до середины 50-х годов действовала узкоколейная железная дорога вглубь территории леспромхоза для вывоза древесины на ст. Алтынай. Эта ветка была демонтирована в связи с ликвидацией леспромхоза. В 1958 году от станции Алтынай была проведена жд ветка широкой колеи до участка «Золото».

В 1964 году на участке Богданович – Егоршино была проведена замена легких рельс более мощными типа З-50, что позволило значительно повысить скорость поездов, а также частично заменить паровозную тягу на тепловозную.

Если до революции железная дорога (Егоршино-Богданович) за сутки пропускала две-три пары товарных поездов, то сейчас по ней проходит около 20 пар ежесуточно. Также увеличился поток пассажиров с двадцати человек в сутки до двухсот-четырехсот человек. Поток пассажиров резко возрастает в дни массового заезда отдыхающих на курорт Курья и в здравницу Глядены.

Основной поток пассажиров имеет направление ст. Кунара – ст. Свердловск. Для обслуживания этой части пассажирского потока, как указывалось выше курсировала пара поездов ст. Богданович – площадка Курья на четырех-пяти вагонах прямого сообщения «Свердловск-Кунара». Вторая часть пассажирского потока (менее многочисленная) обслуживалась другой парой поездов, вначале маршрутом Нижний Тагил – Челябинск, затем Егоршино-Синарская, позднее ст. Надежденский завод – ст. Синарская и последнее время ст. Егоршино – ст. Шадринск.

С 1965 года по участку железной дороги, проходящему по району ежедневно курсируют три пары пассажирских поездов следующих маршрутов: Свердловск-Кунара; Свердловск – Богданович – Егоршино; Егоршино-Шадринск.

Станция Кунара открыта в 1914 году с пуском в эксплуатацию железной дороги Егоршино-Богданович. В начале на станции было три пути вместимостью сорок вагонов каждый. В 1937 году была проведена реконструкция путевого хозяйства станции, а именно были уложены два дополнительных пути и удлинены все пути, вследствие чего вместимость каждого пути возросла до ста вагонов.

До 1943 года воду на станцию для снабжения ею пассажиров и населения пристанционного поселка привозили в бочках конной тягой и только в 1943 году был проложен водопровод от р. Пышмы и на территории станции была сооружена водонапорная башня. Благодаря этому было обеспечено питание водой как паровозов, так и пассажиров поселков: пристанционного и «Заготзерно».

В 1964 году при станции был реконструирован товарный склад, на котором была построена контейнерная площадка, оборудованная козловым краном.

В годы семилетия (1959-1966) станция получила новую технику. Оборудована двухсторонняя парковая радиосвязь, которая позволяет более эффективно использовать маневровые средства. Полностью заменена устаревшая электрожезловая поездная связь на полуавтоматическую блокировку, что гарантирует безопасный прием и отправление поездов. Заменено керосиновое освещение стрелочных показателей на электрическое, а также ручные сигнальные фонари на аккумуляторные.
В настоящее время станция подает предприятиям города 1,5 млн тонн грузов в год под выгрузку и отправляет во все концы страны 1,4 млн тонн в год промышленной продукции.

В послевоенный период происходил рост пристанционного поселка, увеличилась жилая площадь и росло его население. В частности, в начале 50-х годов был построен магазин Егоршинского отделения трансторгпита.

Станция Алтынай была открыта в 1914 году. К моменту окончания строительства железной дороги и в начале носила название «Антрацит». Переименование ее было произведено после гражданской войны. Станция имеет три пути вместимостью до 100 вагонов каждый. Через нее осуществляется связь населения поселка Алтынай с районным центром (г. Сухой Лог) и ст. Егоршино (г. Артемовский).

Среди железнодорожников района имеется немало людей, которые внесли свой вклад в дело строительства социализма, прославили себя трудовыми подвигами. К ним относятся: машинисты паровозов А.П. Гущин, А.Н. Клещев, А.И. Бубенщиков, дежурный по ст. Кунара П.С. Орлов, составители поездов Г.С. Боликов, Е.В. Павлин, мастер смены В.В. Зайцев, стрелочники Л.У. Заматаева, А.Е. Кулезаева, А.И. Брюканова, Нина Шихова, Ираида Ерминина, Мамонтова, ст. весовщица Т.Г. Неустроева, машинист грейдерного крана Братушев, путевой обходчик И.И. Осипов и другие.

Источник: «Город Сухой Лог и Сухоложский район», часть IV, И.А. Брыняков, Е.Ф.Григорьев, 1966 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2020 (6)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Календарь
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.