шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Голышманово - братская могила у вокзала

Голышманово - братская могила у вокзала

Автор: prototip
29-06-2014, 10:40
Голышманово - братская могила у вокзала

Есть в Тюменской области поселок Голышманово, который в 2012 году отметил 100 лет со дня основания. Не все автобусные маршруты проходят через местную автостанцию, так как от автодороги Омск – Тюмень надо проехать еще километров пять в сторону Транссиба.

Но, а если Ваш автобус заехал в Голышманово, то есть минут тридцать осмотреть окрестности. Автостанция находится рядом с железнодорожной станцией, и на привокзальной площади Вы найдете памятник в виде наклоненной Красной звезды.

Голышманово - братская могила у вокзала

Это памятник и братская могила красноармейцев восстановительной роты 1-го Уральского железнодорожного коммунистического батальона. Они погибли 10 сентября 1919 года. Всего было убито 395 человек, на памятных плитах выбиты фамилии только 137 красноармейцев.


Первый Уральский коммунистический батальон был сформирован в мае 1918 г. на станции Уфалей как техническая железнодорожная рота (командир И.А. Данилов). 31 октября 1918 года на станции Гороблагодатская (Кушва) рота развернута в батальон, который получил название Первый Уральский коммунистический батальон. Первый командир – И.А. Бобылев, комиссар – Н.Ф. Евсеев, ротой путейцев командовал А.П. Давыдов, ротой тяги — В. П. Горбунов.

В октябре декабре 1918 года батальон участвовал в боях под Нижнетагильским и Лысьвенским заводами, станции Чусовская. В декабре 1918 г. оказался отрезанным, за линией фронта, под станцией Левшино, где изменил организационную структуру: были образованы роты восстановительно-подрывная и охранения, 2 эксплуатационные (из 4 полурот — путейской, движения, кондукторской и тяговой). Командиром был назначен Ф. П. Шатохин. В январе 1919 года батальон воевал на стыке 29-й и 30-й стрелковых дивизий.
Голышманово - братская могила у вокзала

В середине апреля 1919 г. обеспечивал связь между тылом и фронтом, его подвижной состав обслуживал участок между станциями Зуевка и Балезино. Участвовал в боях на станциях Верещагино, Балезино, Глазов, Пермь (июнь — июль 1919 г.), в Сибири. В конце июля 1919 г. штаб батальона передислоцировался на станцию Богданович, где был объединен со 2-м железнодорожным. батальоном (командир Н. Т. Гребенев, комиссар Евсеев).

Батальон участвовал в боях за Тюмень, Омск, Ялуторовск. Некоторое время Тюмень оставалась прифронтовым городом. Белые войска находились на расстоянии не далее трехсот километров. Осеннее контрнаступление армии А. В. Колчака началось 1 сентября 1919 года. Хотя атака белых не достигла цели и Тюмень осталась в руках большевиков, пролетарскую часть населения города объял страх перед возможным возвращением войск адмирала.

В результате внезапной атаки белых на станцию Голышманово, находящуюся в двухстах километрах от Тюмени, 10 сентября 1919 г. погибли 395 красноармейцев восстановительной роты 1-го Уральского железнодорожного коммунистического батальона. Наступая вдоль железной дороги Ишим–Тюмень, колчаковцы при поддержке бронепоездов отбросили части 29-й дивизии большевиков и вышли в тыл 151-й бригады 51-й дивизии В. К. Блюхера. Однако резервы колчаковцев уже были исчерпаны, и после кровопролитных боев они ушли в Восточную Сибирь.

В ноябре 1919 г. батальон вошел в состав Двадцать девятой стрелковой дивизии, было укомплектовано 4 роты: пути, тяги, службы движения и подрывная. Бойцы батальона охраняли железнодорожную линию, восстанавливали разрушенные перегоны; команда подрывников (командир Рольщиков) взрывала коммуникации и мосты. В январе 1920 г. на базе батальона были созданы 3 дивизиона: 35-й (поступил в распоряжение начальника 30-й стрелковой дивизии, прошел боевой путь до Байкала); 36-й и 37-й отправлены на Западный и Южный фронты. Отдельная инженерная рота вошла в состав 152-й стрелковой бригады 51-й стрелковой дивизии. В 1978 году в память о формировании батальона установлена мемориальная доска на станции Кушва.

В конце 70-х годов XX века в честь павших воинов железнодорожников был установлен памятник и на привокзальной площади Голышманово.

Задачу получила бригада строителей НГЧ-6, возглавили инициативу строительства памятника заместитель начальника отделения железной дороги по строительству Хрулёв, мастер НГЧ-6 Анатолий Васильевич Семёнов. А доверили возводить монумент старшему рабочему Семёну Овчинникову и членам его бригады Кузьме Куртёкову и Алексею Набатчикову.

В проекте был памятник в виде пятиконечной звезды с прочным основанием, чтобы на века. Мастер указал размеры. Рабочие сделали прочную опалубку, доску использовали шестидесятку, гвозди на двести миллиметров, самый высококачественный цемент 500 марки. С трудом в посёлке достали пресс, им и утрамбовывали бетонный раствор.

На пятиконечную стелу в железнодорожном сквере вмонтировали мемориальные доски. На одной из них как обращение к будущим поколениям были выгравированы слова «Товарищи! Склоните голову перед прахом погибших за Советскую власть! Здесь погибли 10 сентября 1919 года красноармейцы восстановительной роты Первого Уральского железнодорожного коммунистического батальона в количестве 395 человек».

В октябре 1978 года состоялось открытие обелиска бойцам Коммунистического батальона. На нескольких мемориальных досках – поимённые списки железнодорожников - голышмановцев - А. Казаринов, А. Ивченко, Ф. Березин, И. Трушников, П. Журавлёв.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье