Плавающие танки - опытные образцы
Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды и вести бой на суше и воде. В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38.
Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.
В середине 30-х годов XX века плавающие танки сделали пробег, в течение которого шли по воде, в том числе по озеру Ильмень, от устья Шелони до истока Волхова, от Волхова до Ладоги, по ладожскому каналу в Неву, по Неве до Петропавловской крепости. Была осуществлена переброска плавающих танков на большие расстояния по водным путям на буксире пароходов.
После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 гг. под руководством Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.
При разработке плавающих танков изготавливались и опытные образцы. Например, плавающий танк «Объект 685», разработан в 1975 году в КБ Курганского машиностроительного завода на конкурсной основе с объектом 934 Волгоградского тракторного завода.
Главные конструктор А.А. Благонравов. Корпус танка сварной из катанных листов, башня сварная из листов титанового сплава.
Моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части корпуса. Пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеет механизм заряжания, лазерный дальномер, ночной прицел. Движение по воде осуществляется водометными движителями.
Тактико-технические характеристики об. 685
Боевая масса, т – 16,5
Двигатель: тип- V – образный, четырехтактный, 10-цилиндровый, жидкостного охлаждения дизель УТД-29.
Максимальная мощность: 294 квт, 400 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: на суше – 70, на плаву – 10.
Запас хода по шоссе, км: 600
Бронирование – противопульное.
Экипаж, чел: 3
Вооружение: орудие – 100 мм пушка 2А48, ПЗРК – «Стрела-3», пулемет – 7,62 мм ПКТ.
Боекомплект:
выстрелов – 40
зенитных ракет – 4
патронов – 2000
Средства связи: радиостанция Р-123, танковое переговорное устройство Р-124.
Опытный плавающий танк «Объект 906» создан под руководством И.В. Гавалова в КБ Сталинградского тракторного завода. В 1961-62 году было изготовлено 3 опытных образца. Главная задача при создании машины – увеличение огневой мощи плавающего танка – была решена за счет установки пушки Д-58 калибра 85 мм, стабилизированной в двух плоскостях.
Работы над опытной машиной были прекращены после испытаний, в которых «Объект 906» показал снижение продольной устойчивости на плаву.
Тактико-технические характеристики:
Масса, т – 13
Экипаж, чел: 2
Длина шасси, мм: 6475
Длина с пушкой вперед, мм: 8900
Ширина, мм: 2900
Высота, мм: 1770
Клиренс, мм: 120-400
Тип брони: противопульная
Калибр и марка пушки: 85-мм Д-58
Боекомплект пушки, выстрелов: 40
Прицелы: телескопический
Пулеметы: 1-7,62 мм СГМТ
Тип двигателя: дизельный УТД-20
Мощность двигателя, л.с.: 300
Скорость по шоссе: 80 км/ч
Скорость на плаву, км/ч: 8-10
Запас хода по шоссе: 600 км.
Танки можно посмотреть в Военно-патриотическом парке «Патриот». Московская область, 55 км трассы М-1 (Минское шоссе).