ИЛ-2 - "летающая крепость" для своих и "черная смерть" для врага

Опубликовал: dokaspez, 14-04-2019, 19:18, Техника и вооружение , 31, 0

Ил-2 — советский штурмовик времен Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолет в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук.

Конструкторы называли разработанный ими самолет «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом». По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (дословно: «чёрная смерть»).

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Его серийное производство началось в феврале 1941 года.

Первые серийные Ил-2 были изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах № 1 и № 18 в Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в Москве. Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве - 26888 шт. Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолет выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Прототип — БШ-2 (заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полет 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В.К. Коккинаки).

Памятники самолету находятся:

В городе Самаре в 1975 году был установлен памятник штурмовику Ил-2 в качестве символа боевой и трудовой доблести горожан.

9 мая 1979 года в городе Воронеже возле центральной проходной воронежского авиазавода был установлен памятник Ил-2 в честь трудового подвига воронежских авиастроителей во времена Великой Отечественной войны.

В городе-герое Новороссийске недалеко от мемориального комплекса «Малая земля» установлен на постамент штурмовик Ил-2. Этот самолет (условный № 2440) принадлежал 2-й авиаэскадрилье 8-го гвардейского штурмового авиаполка. Экипаж: летчик — гвардии майор Виктор Федорович Кузнецов; воздушный стрелок — гвардии старший краснофлотец Александр Васильевич Решетинский. 19 апреля 1943 года во время штурмовки позиций врага самолет Кузнецова был подбит и упал в море. Экипаж погиб. Поднят в 1974 году со дна Черного моря в урочище «Сухая щель». Отреставрирован рабочими Новороссийского судоремонтного завода. Летчики похоронены на братском кладбище на территории Новороссийской морской академии. Во время зимнего урагана 2012 года памятник сильно пострадал — хвостовая часть раздроблена и отломилась.

В канун Дня Победы 8 мая 2008 года в городе Дубна Московской области был установлен памятник самолету ИЛ-2. Одноместный штурмовик ИЛ-2 (бортовой номер 381417) в июне 1943 года упал в лес примерно в 5 км от современной Дубны. Более полувека пролежал в болоте, где его обнаружили энтузиасты-поисковики. В 2004 году самолет был эвакуирован вертолетом МЧС и впоследствии восстановлен усилиями администрации с помощью предприятий, организаций и жителей города[35].

В посёлке Лебяжье Ленинградской области стоит памятник защитникам балтийского неба — полноразмерный самолет Ил-2.

В городе Истра, в городском парке на постаменте установлен памятник штурмовику Ил-2 (архитектор Л. Оршанский). Памятник открыт 9 мая 1965 года. Первый вариант памятника представлял собой дюралевый макет, устремленный ввысь на постаменте, направленном на Запад. К следующей годовщине Победы памятник был заменен на титановый, разработанный и изготовленный ОКБ Ильюшина. Надпись на постаменте: Штурмовик Ил-2 был нужен «как воздух, как хлеб». Легендарный «летающий танк» стал для захватчиков «Черной смертью» и до конца войны уничтожал живую силу и технику врага.

В декабре 2017 года открыт, после реставрации, памятник «Самолет-штурмовик Ил-2» в Новороссийске. Самолет был поднят со дна моря и установлен на постамент в 1978 году.

27 сентября 2011 года Ил-2, восстановленный в новосибирской компании «Авиареставрация», поднялся в небо. Этот самолет являлся на тот момент единственным в мире летающим Ил-2. 7 ноября 2011 года указанный самолет участвовал в Параде Памяти в Самаре. Самолет был восстановлен по заказу американского коллекционера (на средства одного из основателей Microsoft Пола Аллена) и после восстановления в начале 2012 года передан в США.

16 июня 2017 года в Новосибирске под управлением летчика-испытателя Владимира Барсука совершил первый полет Ил-2, отреставрированный фондом «Крылатая память Победы» совместно с ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», при участии ООО «Авиареставрация» и СибНИА им. С. А. Чаплыгина. Самолет стал вторым на планете летным экземпляром легендарного штурмовика. В дальнейшем планируется демонстрация самолета в рамках различных мероприятий авиационной тематики. В июле 2017 года самолет участвовал в летной программе авиасалона «МАКС-2017».

В городе Верхняя Пышма, в Музее военной техники «Боевая слава Урала», выставлен Ил-2 образца 1942 года (фото). Восстановлен силами специалистов УГМК.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2019 (91)
Март 2019 (62)
Февраль 2019 (106)
Январь 2019 (58)
Декабрь 2018 (46)
Ноябрь 2018 (61)
Календарь
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.