МАЗ-537 — четырехосный седельный тягач
МАЗ-537 — четырехосный седельный тягач разработки Минского автомобильного завода, который выпускался Курганским заводом колесных тягачей с 1963 года. Тягач предназначен для перевозки грузов массой до 50 т на полуприцепах ЧМЗАП-9990, ЧМЗАП-5247Г и др.
Кабина МАЗ-537 — металлическая четырехместная, с двумя дверьми, оборудована дополнительным независимым отопителем. На базе МАЗ-537 изготовляется модификация МАЗ-537Г, отличающаяся наличием лебедки для облегчения погрузочно-разгрузочных работ, а также самовытаскивания тягача. Рабочая длина троса 100 м, тяговое усилие 15 т.с.
На автомобиле установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель Д-12А-525А, расположенный за кабиной. Предусмотрен предпусковой подогреватель двигателя. Трансмиссия — гидромеханическая, с гидротрансформатором и планетарной трехступенчатой коробкой передач. Рулевой механизм с гидроусилителем. Управляемые две передние оси. Каждый мост автомобиля состоит из центрального редуктора, двух полуосевых карданов и двух колесных планетарных передач. Второй передний и второй задний центральные редукторы являются проходными. От них крутящий момент передается через карданные валы в центральные редукторы переднего и первого заднего мостов. Дифференциал передних центральных редукторов автомобиля относится к дифференциалам повышенного трения, а дифференциал задних центральных редукторов относится к самоблокирующимся дифференциалам, работающим по принципу муфты свободного хода.
Модификации тягача:
МАЗ-537Г — оборудован лебёдкой.
МАЗ-537Д — с генераторной установкой переменного тока.
МАЗ-537Е — с генераторной установкой для работы с активным полуприцепом общей массой до 65 т.
МАЗ-537А — бортовой тягач грузоподъёмностью 15 т в кузове и общей массой прицепа до 65 т на шоссе и 30 т на грунте.
МАЗ-537К — тягач, предназначенный для установки кранового оборудования.
МАЗ-537Л (КЗКТ-537Л) — аэродромный тягач, для буксировки самолетов массой до 200 тонн. Отличался небольшим металлическим кузовом.
В «Парковом комплексе истории техники имени К.Г. Сахарова» в Тольятти можно посмотреть МАЗ-537Г с полуприцепом МАЗ – 5247Г выпуска 1989 года.
Автомобильный полуприцеп ЧМЗАП-5247Г состоит из рамы с опорной плитой и шкворнем, двух тележек с колёсами и ступицами, балансирной подвески, тормозной системы, опорного устройства, электрооборудования.
Полуприцеп ЧМЗАП-5247Г оборудован трапами с механизмом подъема, направляющими роликами, отбойными брусьями, растяжками, крюками и инструментальным ящиком. Рама представляет собой сварную конструкцию, изготовленную из профильного проката, служит основанием, на котором монтируются все узлы и агрегаты.
Рама полуприцепа ЧМЗАП-5247Г состоит из двух основных и двух дополнительных боковых лонжеронов двутаврового сечения. Боковые лонжероны соединены с основными лонжеронами боковыми поперечинами, которые изготовлены из профильного проката двутаврового сечения.
Передняя и задняя части рамы приподняты: передняя часть — для обеспечения сцепки с тягачом; задняя — для создания нормальной работы тележки. На передней части рамы имеются места для крепления запасных колес полуприцепа и тягача и блока полиспаста, установлен подъемник запасных колес и расположен шкворень, который предназначен для сцепки полуприцепа с тягачом.
Для придания раме определенной жесткости ее приподнятая часть соединена раскосами двутаврового сечения с первой поперечиной горизонтальной части рамы. В районе средней части рамы на поперечинах закреплены воздушные баллоны.
Задняя часть рамы опирается на две тележки и состоит из двух параллельных лонжеронов, связанных между собой поперечинами двутаврового сечения. На задних концах лонжеронов установлены буксирные устройства. Задняя часть рамы полуприцепа ЧМЗАП (МАЗ)-5247Г выполнена с уклоном, переходящим в откидные трапы, которые оборудованы механизмами подъема для их опускания и подъема. В наклонной части рамы имеется инструментальный ящик.
Поверхности наклонной части рамы и трапов оборудованы планками противоскольжения. Для установки направляющих роликов в поперечинах передней части рамы имеются вырезы. Груз закрепляется с помощью растяжек с крюками, расположенными спереди и сзади (по два). Все поперечины приварены к вертикальным и горизонтальным полкам лонжеронов рамы.