Зенитная корабельная артиллерийская установка ЗИФ - 31
ЗИФ-31 — 57-мм спаренная зенитная корабельная артустановка, состоявшая на вооружении ВМФ СССР. Установка была спроектирована в ЦКБ-7. Качающаяся часть для нее с небольшими изменениями была взята от зенитного орудия СМ-24-ЗИФ1. Опытный образец был изготовлен заводом № 7 и к 30 ноября 1954 года прошел все заводские и государственные полигонные испытания в объеме около 3000 выстрелов. Опытный образец установки ЗИФ-31Б (заводской № 102) был изготовлен заводом № 7 в 1954 году, а после контрольных полигонных испытаний в объеме около 600 выстрелов опытный образец был направлен и на корабельные испытания.
Государственные корабельные испытания ЗИФ-31Б проходили в два этапа: с 30 ноября по 31 декабря 1954 года и с 28 марта по 15 апреля 1955 года. Корабельные испытания были совмещены с государственными испытаниями головного корабля пр.561 водоналивного транспорта «Водолей № 8». По результатам испытаний практическая скорострельность при очереди 45 выстрелов разнилась: у левого автомата она составляла 75 выстр/мин, а у правого автомата всего 53 выстрела в минуту. Время загрузки стеллажей (51 выстрел на автомат) двумя подносчиками из кранцев составляло 2 минуты 10 секунд. Для охлаждения стволам придавался угол вертикальной наводки в +15°, установка разворачивалась за борт. Цикл охлаждения водой составлял 1 мин. 36 сек, из них самохлаждение — 1 минута.
Установка ЗИФ-31Б была принята на вооружение приказом главкома ВМС № 0068 от 28 февраля 1956 года. Производство установки продолжалось и в 1960-х годах. Согласно заключению комиссии для использования артустановки рекомендовалось следующее: «Использование ЗИФ-31Б на корабле пр.561 возможно при состоянии моря до 5 баллов. При стрельбе ночью сильное пламя. Принятый в 1957 году осколочно-трассирующий снаряд имеет время самоликвидации 13-17 с, что недостаточно, должно быть 20-22 с, чтобы обеспечить дальность стрельбы по воздушным целям до 7500-8000 м. Для стрельбы по морским целям надо ускорить разработку фугасного снаряда».
На вооружении ВМФ состояли три модификации установки: ЗИФ-31С, ЗИФ-31Б и ЗИФ-31БС. Они в основном различались наличием дистанционного управления и двигателями приводов вертикальной и горизонтальной наводки. Двигатели ЗИФ-31 и ЗиФ-31Б работали на переменном трехфазном токе с напряжением 220 и 380 В, а у установок ЗИФ-31С и ЗИФ-31БС это напряжение при постоянном токе составляло 220 В. Установки ЗИФ-31 и ЗИФ-31С имели дистанционное управление от ПУС «Фут-Б», а ЗИФ-31Б и ЗИФ-31БС не имели дистанционного управления и вели огонь только по прицелу АМЗ-57-2.
Тактико-технические характеристики
На выставочной площадке Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова в Тольятти выставлена модификация ЗИФ-31Б. По проекту 1798 был построен один корабль - плавучая ракетно-техническая база «ПРТБ-33». Его артиллерийское вооружение составляли две 57-мм установки (носовая и кормовая) и две 25-мм артустановки 2М-3М на крыльях надстройки. Одну из этих 57-мм спаренных артиллерийских установок ЗИФ-31Б можно увидеть в музее.
Плавучая ракетно-техническая база «ПРТБ-33» входила в состав в 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота, неоднократно участвовала в боевых службах в Средиземном море. Заложена в Николаеве на судостроительном заводе № 444 им. И. Носенко по исходному пр.1798. Транспорт вооружения предназначался для перевозки, хранения и подготовки к выдаче на боевые корабли крылатых ракет П-15. Предполагалось, что корабль будет передан ВМС Индонезии в дополнение к 12 переданным ракетным катерам пр.183-Р. Этим объясняется обилие англоязычных надписей на артиллерийской установке. Однако к моменту окончания строительства политическая обстановка изменилась и в 1965 году плавбаза осталась в СССР. Так у англоязычных обозначений появились наспех сделанные русские переводы.
Весной 1971 года «ПРТБ-33» начали переоборудовать по проекту 2001. Модернизация заняла примерно год. Ракетная техника бурно развивалась и через некоторое время транспорт вооружения модернизировали по проекту 2001М в Кронштадте, на КМОЛЗ. Теперь плавбаза могла снабжать боевые единицы флота противокорабельными крылатыми ракетами «Малахит».
В декабре 1998 года вооружение было снято и плавбазу перевели в средние морские сухогрузные транспорты (ВТР-33) с выходом на гражданский штат. 1.01.2004 года судно было списано и исключено из состава КЧФ. Находилось на причале Угольном (Севастополь) до января 2007 года, когда «ВТР-33» отбуксировали в Инкерман для разделки на металл.