Из истории пассажирских перевозок в Абатском районе
28 октября 1992 года на базе Абатского автотранспортного предприятия (АТП) было организовано самостоятельное Абатское государственное пассажирское автотранспортное предприятие. На общем собрании коллектива директором был избран Паршин Александр Николаевич, работавший в АТП инженером отдела эксплуатации.
Пассажирскими перевозками в Абатском районе, как ремеслом, начали заниматься в XIX веке, после того, как в 1824 году Московский тракт сместился в югу и у села Абатского слился с трактом Готопутовское – Тюкалинск – Вознесенское. На тракте селили ямщиков для несения почтовой и пассажирской гоньбы. Заниматься ямщиной начали и коренные абатчане: Москвичевы, Рябковы. Тракт принес новые промыслы.
В Абатске, селах и деревнях, расположенных на тракте, начали делать колеса к экипажам, кошевкам, постоянно требовалась конная упряжь, значительно увеличилось поголовье лошадей. Потребовались дополнительные посевные площади для сева культур, идущих на питание проезжающих (рожь, пшеница, овощи) и кормовых (овес, просо, ячмень). Оживилась торговля. Таким образом, тракт играл немалую роль в экономике волости.
27 мая 1940 года районная газета «Сталинское знамя» сообщила: «Месхоз Абатского исполкома Совета депутатов трудящихся с 1 июня 1940 года открывает регулярное автобусное движение по маршруту Абатское-Ишим-Абатское с остановкой в селе Тушнолобово. Курсирование автобуса будет проводится по нечетным числам с 9 утра».
Так началась история автотранспортных пассажирских перевозок в районе.
Ответственным за организацию автобусного движения решение исполкома районного Совета был утвержден член исполкома – Константин Петрович Падышев. Первым водителем был Василий Казанцев. Автохозяйством, в состав которого, входили также автомобили райкома, исполкома, райзаготконторы, руководил в то время Роман Васильевич Склюев. С 1941 года автобус начал ездить по деревням: Репьева, Фирсова, Макарова, Бурдина, выходил к Равнецу, и оттуда шел в Ишим.
С началом Великой Отечественной войны регулярное автобусное движение прекратилось и возобновилось лишь после войны. С получением в автохозяйство американских «Студебекеров», которые были вездеходами, пассажирское сообщение стало более разветвленным. Дороги в то время были очень плохими, и хотя за ними старались следить, после дождя о поездке никто даже и не мечтал.
В 1960 году была образована Абатская автоколонна в составе Ишимского автохозяйства. Вскоре из Миасса в район поступили 30 грузовых автомашин ЗИЛ-355М грузоподъемностью 3,5 тонны.
Первым руководителем автоколонны был назначен Викулов Иван Григорьевич. Автоколонна размещалась на временно отведенных участках.
В октябре 1963 года на должность директора автоколонны был назначен Сеногноев Александр Герасимович. При нем был выделен земельный участок, на котором построена из шпал небольшая контора и гаражи. Сегодня эта территория принадлежит грузовой колонне ООО «Абатскавтотранс». Главным инженером автоколонны в то время работал Степан Григорьевич Мялик, который в 1964 году сменил А.Г. Сеногноева на посту руководителя. Значителен вклад С.Г. Мялика в становление и развитие Абатского автотранспортного предприятия. Он был из тех руководителей, которые «горят» на производстве. В феврале 1978 года в связи с тяжелой болезнью он уволился, а в октябре 1978 года его не стало.
В 1965 году в автоколонну поступили два новых автобуса КАВЗ, и в районе началось регулярное автобусное движение по маршрутам: Абатск - Костылева, Абатск - Мирная, Абатск - Маслянка, Абатск - Назарово. Лучшими водителями в те годы были: Георгий Иванович Иванов, Владимир Егорович Прокопьев, Анатолий Васильевич Усламин.
В 1970 году Абатское АТП соединилось с автоколонной 1319 г. Ишима, а небольшой парк автобусов был передан в Ишимское ПАТП с образованием Абатского филиала.
После С.Г. Мялика начальниками филиала работали: Поздеев Александр Федорович, Шарапов Николай Алексеевич, Усольцев Леонид Николаевич, Комлев Юрий Кузьмич, Разин Степан Васильевич.
1 января 1988 года на базе автоколонны 1319 Ишимского АТП было образовано Ишимское производственное объединение автомобильного транспорта. Директор – Чирков Анатолий Михайлович (ИПОПАТ).
1 января 1991 года на базе Абатского филиала ИПОПАТ было образовано Абатское АТП, директором которого назначен Дубов Виктор Григорьевич.
28 октября 1992 года Абатское АТП разделилось на два самостоятельных предприятия – автотранспортное предприятие и государственное пассажирское автотранспортное предприятие, директором которого на общем собрании коллектива был избран Александр Николаевич Паршин.
9 марта 1999 года Абатское ПАТП присоединилось к ГУПТО «Облпассажиравтотранс». 1 июля 2003 года был создан Абатский филиал ГПТО «Облпассажиравтотранс». 31 марта 2005 года в связи с ликвидацией ГПТО «Облпассажиравтотранс» было учреждено открытое акционеное общество «Абатские пассажирские автоперевозки».
26 ноября 2007 года организовано ООО «Абатское пассажирское автотранспортное предприятие», учредителем которого является Паршин Александр Николаевич. При нем предприятие получило новый виток в своем развитии. Постоянно обновляется автопарк предприятия, создана станция технического обслуживания с современным ремонтным и диагностическим оборудованием, которая обслуживает автотранспорт не только ПАТП, но и других юридических и физических лиц.
В настоящее время автобусный парк предприятия, задействованный на регулярных маршрутах, насчитывает 24 транспортных средства.
Маршрутная сеть включает в себя 16 маршрутов, в том числе маршруты: три – в селе Абатское, четыре – пригородные, девять – междугородные. В ООО «ПАТП» трудятся 64 человека.
Почетной грамотой губернатора Тюменской области награждены: водители – Вавилов Владимир Иванович, Зайцев Николай Петрович, Обыскалов Евгений Иванович, Парамонов Алексей Петрович, Иванова Елена Ивановна – экономист; Зевакова Тамара Григорьевна – главный бухгалтер, Ребенок Александр Федотович – слесарь ТО.
Благодарностью губернатора Тюменской области награждены: водители – Беляков Николай Николаевич, Березинский Сергей Павлович, Лубягин Юрий Анатольевич, Пахотин Анатолий Павлович, Портнягин Виктор Александрович, Русаков Александр Филиппович, Турунов Юрий Андреевич; Молоков Сергей Георгиевич – механик; Лаптева Ольга Петровна – кондуктор.
Знаком «Почетный автотранспортник» награждены: Зубарев Алик Джемильевич – слесарь ТО, Баринов Виктор Павлович – водитель, Рябкова Наталья Ивановна – бухгалтер-кассир.
Благодарностью министра транспорта были отмечены: водители – Латынцев Анатолий Викторович, Пахотин Анатолий Павлович, Портнягин Виктор Александрович, Русаков Александр Филиппович, Суворов Николай Дмитриевич, Турунов Юрий Андреевич; контролеры технического состояния транспортных средств – Калабин Юрий Николаевич, Пушкарев Олег Геннадьевич; Антонова Татьяна Иннокентьевна – кондуктор; Яклюшин Геннадий Николаевич – электрогазосварщик.
Юбилейным нагрудным знаком министра транспорта «В память 200- летия Управления водным и сухопутным сообщениями» награждены: водители – Лубягин Юрий Анатольевич, Чикишев Николай Иванович, Донцева Наталья Дмитриевна – уборщица, Паршин Александр Николаевич – директор.
Нагрудный знак отличия «За работу без аварий I степени» был вручен: водителям – Архипову Дмитрию Николаевичу, Белякову Николаю Николаевичу, Зайцеву Николаю Петровичу, Латынцеву Анатолию Викторовичу, Обыскалову Евгению Ивановичу, Портнягину Виктору Александровичу.
Источник: Лариса Александрович "Годы. Люди. Жизнь: 90-летию образования Абатского района посвящается". Новосибирск: Параллель, 2014, 2014. 262 с.