Вокзал и станция Туринск-Уральский
Линия Пермь — Кунгур — Екатеринбург положила начало интенсивному железнодорожному строительству на Урале в 1900–1916 годах. Для постройки железных дорог на Урале образовались акционерные общества том числе АО Северо-Восточной Уральской железной дороги для сооружения линии Екатеринбург — Тавда.
Идею строительства дороги, способной связать с горным Уралом торговый Ирбит, егоршинские угольные шахты, туринские и тавдинские леса, с 1896 году вынес на Всероссийский торгово-промышленный съезд железнодорожный строитель и известный знаток края В.Л. Белов. На следующий год ирбитский ярмарочный комитет возбуждает ходатайство перед правительством о постройке дороги, и вскоре с целью изучения на месте такой возможности из Петербурга приезжает инженер Н.Я Нестеровский.
Воплощение идеи присоединения тавдинского леса к главной дороге страны взял на себя ирбитский городской голова И.А. Лопатков, поставивший себе цель, во что бы то ни стало провести дорогу через свой город. Позднее, когда дорогу построят, именем Лопаткова назовут железнодорожную станцию.
В 1910 году железнодорожный департамент принял окончательное решение о строительстве линии от Екатеринбурга через Егоршино на Ирбит, Туринск, Тавду.
Строителями Северо-Восточной Уральской железной дороги были инженеры В.Э. Зентцель и Н.И. Маслов. Зимой 1912–1913 гг. в лесах Урала началась вырубка просеки для новой дороги. 16 октября 1916 года дорога была сдана в эксплуатацию и включена в общую сеть российских железных дорог.
Первый пассажирский поезд из Екатеринбурга сделал остановку на вокзале станции Туринск-Уральский в мае 1917 года и дальше отправился до Тавды. Позже маршрут продлили до станции Устье-Аха, которая и сегодня остается конечной точкой на Егоршинском направлении. Долгое время стальная магистраль была единственным надежным звеном, связывающим провинциальный город с другими населенными пунктами региона.
По одной из легенд Д.И. Менделеев в 1899 году возглавил экспедицию по изучению уральского железорудного производства. Готовя отчет правительству, Менделеев рисует схему прокладки дороги в сторону Тавды, через Ирбит и Туринск. При этом ученый изображает здание будущего вокзала в Туринске в виде домика в сказочном васнецовском стиле. Этот вокзал мы можем увидеть и сейчас.
Сегодня вокзала Туринска можно уехать на Север: до Тавды, Устье-Ахи; на юг: до Егоршино и Екатеринбурга.
На перроне станции находится барельеф, посвященный Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.
Адрес: Свердловская область, г. Туринск, улица Привокзальная 1. Координаты: 58°2'21"N 63°42'30"E