Топ-100

СУ-122 и ее боевое применение

Опубликовал: dokaspez, 17-02-2019, 15:59, Техника и вооружение , 1 248, 0

СУ-122 — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий. Эта машина стала одной из первых разработанных в СССР САУ, принятых в крупносерийное производство.

30 ноября 1942 года на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, Уралмаш) закончилась постройка прототипа СУ-122 и, ввиду нехватки самоходной артиллерии, СУ-122 была уже в декабре запущена в серийное производство. В его процессе машина подвергалась многочисленным доработкам, связанным с ее поспешным тестированием и принятием на вооружение. Выпуск СУ-122 был прекращен в августе 1943 года из-за перехода на производство истребителей танков СУ-85, созданных на базе СУ-122. Всего было построено 638 (включая опытную) самоходок.

СУ-122 появились на фронте в начале февраля 1943 года и успешно приняли участие в частной операции 54-й армии в районе Смердыни в составе 1433-го и 1434-го самоходных артиллерийских полков на Волховском фронте. Наиболее массово СУ-122 применялись в наступательных кампаниях второй половины 1943 года, но и после снятия с производства активно и успешно использовались в боях вплоть до окончания Великой Отечественной войны. До настоящего времени уцелела всего одна СУ-122, которая экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

В ноябре 1942 года было решено, что все задачи по формированию и использованию частей самоходной артиллерии, а также подготовке для них личного состава будут относиться к компетенции начальника артиллерии РККА. Так как в артиллерии широко использовалась и была удобной в тактическом и организационном плане полковая структура, то ее распространили и на самоходчиков. С точки зрения иерархии подчинения все сформированные части самоходной артиллерии должны были принадлежать резерву Верховного Главнокомандования (РВГК).

В начале декабря был утвержден штат самоходно-артиллерийского полка (САП) № 08/158 шестибатарейного состава. Четыре батареи вооружались легкими САУ СУ-76, по четыре машины в каждой батарее плюс еще одна командирская и две — средними СУ-122, также по четыре машины в каждой батарее. Всего личный состав полностью укомплектованного САП штата № 08/158 насчитывал 307 человек. Первые принявшие участие в боях на Волховском фронте 1433-й и 1434-й САП были сформированы по этому штату.

Боевой опыт, полученный в ходе применения этих полков, был подвергнут серьезному анализу, поскольку в его итоге вскрылся целый ряд просчетов и недостатков материальной части. Большое количество поломок СУ-76 вследствие конструктивной ошибки их моторной группы привело к остановке их серийного производства и части самоходной артиллерии в ожидании предстоящей летней кампании оказались недоукомплектованными. Исходя из этого была проведена коррекция организационно-штатной структуры САП с уменьшением в нем общей численности самоходок до 20 машин, причем доля СУ-122 при этом значительно выросла. Согласно штату № 08/191, принятому в начале 1943 года, САП состоял из пяти батарей по четыре установки, из которых три батареи вооружались СУ-122, а две — СУ-76 при численности личного состава в 289 человек. Вторым важным фактором в определении необходимой структуры частей самоходной артиллерии стало осознание того факта, что ни танкисты, ни артиллеристы не обладают в отдельности полноценным набором навыков для правильного применения САУ.

Поэтому в феврале 1943 года был открыт первый учебный центр самоходной артиллерии для подготовки личного состава, впоследствии за ним были организованы и другие по мере роста надобности в соответствующего рода кадрах. Последним изменением организационного плана по результатам первого боевого опыта стало переподчинение частей самоходной артиллерии командующему бронетанковыми и механизированными частями РККА. Причиной этого послужило отсутствие дизельного топлива, эвакуационных средств, запасных частей, возможностей для ремонта поврежденной материальной части и соответствующего снабжения у артиллеристов.

Первое массовое применение САП, сформированных по штатам № 08/158 и 08/191, выявило еще один их явный недостаток — разнотипная материальная часть (СУ-122 и СУ-76) требовали различных горюче-смазочных материалов, запасных частей, снарядов. Все это только затрудняло работу снабженцев и ремонтников, для устранения этой серьезной слабости требовалось оснащение САП однотипными машинами. В результате в апреле 1943 года был принят новый штат № 010/453 для среднего САП из четырех батарей по 4 СУ-122 и 1 командирского танка Т-34.

Эта организационно-штатная структура САП просуществовала вплоть до конца войны, но начиная с сентября 1943 года СУ-122 начали в ней замещаться на СУ-85.

Тактико-технические характеристики СУ-122:


В декабре 1942 года были сформированы два первых самоходно-артиллерийских полка (1433-й и 1434-й) по штату № 08/158, а к 1 января 1943 года в них поступили первые серийные СУ-122. Согласно приказу наркома обороны от 10 января, САП должны были передаваться танковым и механизированным корпусам, но в связи с началом операции «Искра», два первых САП решением Ставки Верховного Главнокомандования были в конце января отправлены на Волховский фронт для использования в качестве средства поддержки пехоты и танков. Вместе с самоходчиками на фронт отправилась комиссия НКТП под руководством С.А. Гинзбурга и ряд заводских специалистов. Первые боевые испытания прошли с 3 по 12 февраля 1943 года, главной их целью стала отработка тактики применения САУ. Наиболее удачным ее вариантом стало использование самоходок для поддержки наступающих танков или пехоты огнем с коротких остановок, находясь сзади от них на расстоянии 300—600 метров. По ходу прорыва вражеской линии обороны таким образом осуществлялось подавление огневых точек противника, а после — противодействие его танковым контратакам. В ходе испытаний самоходки выполняли стрельбы и с закрытых позиций, но ввиду позиционного характера боевых действий такое их применение было очень редким, огневая поддержка имевшихся в наличии буксируемых дивизионных орудий была вполне достаточной.

После завершения первых 10 дней боев экипажи, сформированные из заводских специалистов, были заменены обычными войсковыми. Всем участвовавшим в операции сотрудникам УЗТМ и предприятию в целом была объявлена благодарность от командования за образцовое выполнение заданий, а водитель-испытатель УЗТМ Болдырев, побывавший в бою, был удостоен награждения медалью «За боевые заслуги». Начиная с 13 февраля 1943 года 1433-й и 1434-й САП с фронтовыми экипажами участвовали в боях около Смердыни по подготовке снятия блокады Ленинграда. В ходе боев, продолжавшихся пять-шесть дней, полки разрушили 47 ДЗОТов, подавили 5 минометных батарей противника, уничтожили 14 противотанковых орудий и от 19 до 28 автомобилей, сожгли 4 склада боеприпасов. Эти успехи вызвали много положительных отзывов, но также было высказано много пожеланий по совершенствованию конструкции СУ-122. Основными требованиями были улучшение обзора экипажа и средств внутренней связи. Претензии к надежности, помимо общих для того времени проблем с моторно-трансмиссионной группой и ходовой частью базового Т-34, включали в себя поломки орудия и механизмов его наводки.

В марте 1943 года по штату № 08/191 были сформированы еще два САП, 1435-й и 1437-й, которые участвовали в боях на Западном фронте. Немногим позднее был сформирован 1439-й САП, направленный на Ленинградский фронт. Подготовленность и боевая сплоченность самоходно-артиллерийских подразделений на первых порах была невысокой, например, помощник командира 1434-го САП на совещании 18 мая говорил о командирах батарей, что те «управляют машиной так, как будто в полку лошади, а не орудия на гусеничной базе». Весной-летом 1943 года продолжилось формирование САП, но занимались этим уже не артиллеристы, а танкисты. И в результате уже отработанная и зарекомендовавшая себя тактика сменилась на прямо противоположную — по ходу боя САУ (как СУ-122, так и СУ-76) шли в первой линии, прикрывая собой танки. Часто практиковались атаки с использованием самоходок в качестве безбашенных танков вместо потерянной ранее «нормальной» материальной части. В ряде танковых частей тактическая грамотность командиров была настолько низкой, что в ответ рапортующим о прибытии для поддержки их частей самоходчикам заявлялось: «Для поддержки чего? Штанов?»


В результате потери неприспособленных для боя в первой линии САУ (с узким сектором огня главного вооружения, без пулеметов и с недостаточными для таких задач бронированием и обзором) были велики. По ходу подготовки Курской битвы командование рассчитывало на СУ-122 как действенное средство против новой тяжелой бронетехники противника, но реальные успехи самоходок на этом поприще оказались скромными, а потери большими.

К моменту начала Курской битвы СУ-122 входили в состав САП смешанного состава по штату № 08/191. Самоходок всех типов было немного — на момент начала битвы Воронежский фронт располагал всего пятью самоходно-артиллерийскими полками, из которых три (два на СУ-122/СУ-76 и один тяжелый на СУ-152) были приданы 6-й и 7-й армиям, а два (один на СУ-122/СУ-76 и один на трофейных САУ Marder III) входили в состав истребительно-противотанковых резервов фронта. 1-я танковая армия положенных ей по штату САУ не имела. Самоходные полки с СУ-122 приняли активное участие в боях Курской битвы с самого начала сражения — уже 5 июля 1943 года батареи 1440-го САП вступили в тяжелые бои с немецкими войсками в районе села Черкасское, в частности с подразделениями элитной панцергренадерской дивизии «Великая Германия», усиленной полком новейших танков «Пантера».

В ходе битвы Воронежский фронт постоянно пополнялся новыми войсками, в числе которых были и САП с СУ-122 — один в составе 10-го танкового корпуса и два в составе 5-й гвардейской танковой армии. Из числа последних, 1446-й САП принял участие в неудачном контрударе под Прохоровкой 12 июля 1943 года; самоходки полка, двигавшиеся в первых рядах наступавших войск, понесли тяжелые потери — из 20 участвовавших в бою САУ сгорело 11 машин и было подбито еще 6. Важную роль в действиях в обороне вооруженных СУ-122 САП занимала контрподготовка — стрельба по скоплениям личного состава и техники противника с закрытых позиций, удаленных на 4—12 км от линии фронта.

С переходом советских войск в наступление основной задачей СУ-122 стала их поддержка. Как правило, СУ-122 использовались в роли штурмовых орудий для огня прямой наводкой, случаи ведения ими огня с закрытых позиций были редки. Чаще всего СУ-122 применялись для поддержки танковых частей, идя в атаку вместе с ними и уничтожая противотанковые орудия и другие помехи наступлению.

СУ-122 активно применялись по ходу последующих сражений второй половины 1943 года и первых месяцев следующего 1944 года. По мере убывания их численности вследствие относительно небольшого количества в войсках, прекращения серийного выпуска и потерь различного рода, они выводились из состава САП, которые перевооружались на СУ-85. Исправные или отремонтированные СУ-122 передавались в состав самых разных частей и подразделений РККА, где воевали либо до своего уничтожения, либо до списания по причине износа двигателя, агрегатов трансмиссии и ходовой части.

В конце 1943 — начале 1944 года СУ-122 еще сравнительно активно применялись на Калининском и Белорусском фронтах, тогда как на Украине имевшиеся СУ-122 были уже выведены из строя. Но уже в апреле 1944 года СУ-122 стали редкими машинами в советском парке бронетехники, а до конца войны уцелели единичные самоходки этого типа, которые, тем не менее, приняли участие в Берлинской битве — так, в составе 4-й гвардейской танковой армии на 15 апреля 1945 года имелось две СУ-122, в составе 7-го гвардейского механизированного корпуса на ту же дату — пять таких САУ, две из которых позднее были потеряны от поражения фаустпатронами в ходе уличных боев в Бауценской операции.

Незначительное количество СУ-122 было захвачено и немецкими войсками, присвоившими им обозначение StuG SU122(r) и использовавшими впоследствии в боях.

До настоящего времени сохранился лишь один экземпляр СУ-122 в полной комплексации, представленный в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке. Это самоходная установка № 305320, воевавшая в составе 1418-го САП, входившего в состав 15-го танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии. Машина из 4-й батареи под командованием лейтенанта В.С. Принорова участвовала в наступательных боях второй половины июля 1943 года. 24 июля в ходе боя за село Никольское Свердловского района Орловской области машина была подбита. Замковой и наводчик погибли, командир и механик-водитель были ранены. Далее машина отправилась на ремонт, ее последующий боевой путь неизвестен. В ходе эксплуатации старые опорные катки САУ были заменены на новые, без перфорации.

В музее Великой Отечественной войны в Киеве экспонируется имитация СУ-122, представляющая собой самоходку СУ-100 с обрезанным стволом.

До недавнего времени на территории военной части в Сертолово находилась самоходка СУ-122, использовавшаяся как тактический объект. От нее практически остался только корпус. Теперь отреставрированное самоходное орудие можно увидеть в Музее «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.