БА-27 - первый советский серийный бронеавтомобиль

Опубликовал: dokaspez, 17-02-2019, 09:52, Техника и вооружение , 76, 0

Бронеавтомобиль БА-27 был разработан в 1927 году совместной группой конструкторов Танкового бюро и коллективом конструкторского отдела Московского автомобильного завода АМО под руководством Б.Д. Строканова. В качестве базовой машины использовалось модернизированное шасси отечественного двухосного неполноприводного автомобиля АМО-Ф-15.

Ведущим инженером бронеавтомобиля был Е.И. Важинский. Бронеавтомобиль, принятый на вооружение РККА в 1928 году, был первым советским серийным бронеавтомобилем. Его производство было организовано на Ижорском заводе с 1928 по 1931 годы. Всего было выпущено 195 бронеавтомобилей БА-27. По состоянию на 1 марта 1931 года в РККА находилось 180 машин. Бронеавтомобиль принимал участие в боевых действиях на КВЖД и во время ликвидации басмачества в Средней Азии, а его модификация — бронеавтомобиль БА-27М — в боевых действиях на реке Халхин-Гол.

Бронеавтомобиль имел компоновочную схему с передним расположением отделения силовой установки. Броневой клепаный корпус машины был изготовлен из броневых листов, расположенных под большими углами наклона. Башня, расположенная в средней части корпуса машины, была унифицирована с башней легкого танка МС1. Для наблюдения за полем боя в смотровых люках водителя и командира машины, а также в боковых дверях имелись смотровые щели, закрывавшихся изнутри броневыми заслонками. Экипаж машины состоял из трех (четырех) человек.

Вооружение машины состояло из 37-мм пушки «Гочкис» и 7,62-мм пулемета ДТ, установленных раздельно во вращающейся клепаной шестигранной башне. Боекомплект состоял из 40 выстрелов к пушке и 2016 патронов к пулемету ДТ. При стрельбе использовались простые механические прицелы.

Летом 1928 года БА-27 начали поступать в автоброневые дивизионы (по 12 машин) на замену устаревшим броневикам «Фиат» и «Остин». В 1929 году началось формирование мотоотрядов стрелковых дивизий (по 12 БА-27). К весне 1930 года в РККА три таких отряда.

Осенью 1929 года несколько БА-27 направлены на Дальний Восток и использовались в конфликте на КВЖД.

В 1930 году в подмосковном Наро-Фоминске сформирована была механизированная бригада. В легком (разведывательном) полку бригады был дивизион из двенадцати БА-27. Дивизион предназначался для разведки и боевого охранения транспортных колонн на марше. Весной 1931 года механизированную бригаду реорганизовали, по новому штату в ней было 48 БА-27 в разведывательном батальоне.

В 1932 году БА-27 начали поступать на вооружение механизированных соединений в разных военных округах. В 1933—1935 годах часть БА-27 поступила на вооружение бронеэскадронов кавалерийских дивизий.

До конца 1930-х годов БА-27 на вооружение частей ОГПУ/НКВД. Три бронедивизиона, укомплектованные БА-27-мыми, участвовали в боях с басмачами в Хорезмском оазисе (1 сентября — 20 октября 1932 года) и под Кизил-Араватом (март 1933 года). В 1930—1931 годах восемь БА-27 отправили в Монголию. Они на вооружении монгольской армии до 1940-х годов.

Тактико-технические характеристики:


В июле 1937 года на броневой ремонтной базе № 2 (станция Митьково, Ленинская железная дорога (ныне станция Москва-2)) бронекорпус БА-27 установили на трехосное шасси ГАЗ-ААА (колесная формула 6???4). Новая машина обозначена БА-27М.

При модернизации демонтирован задний пост управления, а в корме размещен дополнительный бензобак, благодаря чему общая емкость баков достигла 150 л. Толщина основных броневых листов доведена до 8 мм. Установлены четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором; зависимая подвеска из поперечно расположенной полуэллиптической листовой рессоры с реактивными штангами на передней оси и продольных полуэллиптических листовых рессор с реактивными штангами на второй и третьей осях; механические тормоза передних колес и гидравлические тормоза колес задней тележки.

Запасные колеса устанавливались вдоль бортов корпуса и вращались на втулках — они использовались при преодолении бронеавтомобилем бугров, эскарпов и других препятствий, предотвращая опасность повреждения нижней части рамы. Для увеличения проходимости на колеса задней тележки надевали гусеницы типа «Оверолл».

БА-27М превосходил БА-27 по проходимости и маневренности (преодолевал подъемы крутизной до 23° против 15° у БА-27). Масса возросла до 4,5 т, скорость по шоссе — до 48 км/ч. Увеличение емкости топливных баков повысило запас хода по шоссе до 415 км.

Летом 1939 года два БА-27М из разведбата 82-й сд участвовали в боях у реки Халхин-Гол, но, как отмечалось в документах, эти бронемашины «являлись учебными, пулеметы на машинах были изношены, а к пушкам Гочкиса не имелось снарядов».

Осенью 1939 года два БА-27М в 177-м отдельном разведбате (орб) 122-й сд 9-й армии участвовали в советско-финской войне — использовались для разведки, боевого охранения и связи, но после отступления дивизии на восток брошены из-за отсутствия горючего. Одну бронемашину финны восстановили и использовали в качестве учебной до конца 1942 года.

Летом 1940 года на заседании АБТУ РККА решено снять с вооружения устаревшую бронетехнику, в том числе и БА-27. Механизмы предполагалось использовать как запасные части, а корпуса сдать на металлолом. Но это не сделано и к июню 1941 в РККА продолжали 193 таких бронеавтомобиля и 10 в войсках НКВД. Кроме того ещё 9 БА-27, поставленных в 1930-31 годах, были в армии Монголии.

Несколько БА-27М оставались на вооружении разведбатов стрелковых дивизий вместо положенных по штату БА-6 и БА-10. Большая часть машин, находившаяся в приграничных частях была потеряна в первые недели войны. К концу лета 1941 года оставшиеся БА-27М выведены из разведбатов стрелковых дивизий и переданы в учебные части или ОСОАВИАХИМ.

Сохранившиеся экземпляры БА-27:
В музее «Боевая слава Урала» выставлена реплика БА-27 (фото).
Единственный оригинальный БА-27М сохранился и доступен к осмотру в Бронетанковом музее в Кубинке.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Май 2019 (27)
Апрель 2019 (127)
Март 2019 (62)
Февраль 2019 (106)
Январь 2019 (58)
Декабрь 2018 (46)
Календарь
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.