Топ-100

Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом»

Опубликовал: dokaspez, 14-02-2019, 19:42, Техника и вооружение , 1 268, 0

На фотографиях советская дизель-электрическая подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом». 641Б представляет собой существенную модернизацию ПЛ проекта 641, хорошо зарекомендовавших себя в процессе эксплуатации. Доработки были направлены на повышение боевой эффективности корабля за счет установки более совершенного навигационного комплекса, нового радиотехнического оборудования, а также повышения уровня автоматизации управления.

На пр.641Б (впервые на дизельных ПЛ в отечественном ВМФ) появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел» с автоматизированной системой управления стрельбой «Вольфрам». БИУС выдавала рекомендации по управлению оружием и маневрированию. Субмарины получили новый гидролокатор (ГАК) МГК-400 «Рубикон» для обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. Еще одним полезным усовершенствованием стали аккумуляторы (4 группы батарей по 112 штук 60СУ) более высокой емкости, чем на предшествующем проекте 641. Очень важным стало улучшение обитаемости: экипаж (78 человек) получил постоянные спальные места. Старшины и офицеры размещались в каютах, матросы - в кубриках. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок.

Небольшая деталь: развертываемые перед Кубинским кризисом ПЛ пр.641 получали обычные холодильники и вентиляторы.

Б-307 заложили на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Горьком за день до наступления 8 марта 1980 года, а уже через 7 месяцев спустили на воду. В предпоследний день 1980 года был подписан приемный акт. Затем началась боевая служба: Баренцево, Норвежское, Средиземное моря, Атлантика, снова Северный флот.

С 5 января 1985 по сентябрь 1985 года несла боевую службу в Средиземном море с заходом в Аннаба (Алжир) и Тартус (Сирия). Командир - капитан 2 ранга Рязанцев В. А., старший помощник - капитан 3 ранга Малиновский Г. П. старший специалист СПС - старшина 1 статьи Виноградов М. Ю.


В 1988 году лодку вывели в отстой. В 2002 году ее приобрел Технический музей АвтоВАЗа. Первоначально планировалось, что ВМФ передаст заводу лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей (аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась тому в 48 миллионов рублей).

Осенью 2003 года субмарину на понтонах через систему рек, озер, каналов отбуксировали из Кронштадта в Тольятти. Руководил переходом капитан 2 ранга Олег Кусмарцев. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.

Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра ее доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели пригнанные с Тоцкого полигона.

После небольшого косметического ремонта лодка приняла первых посетителей в качестве музейного экспоната. Среди других лодок-музеев, установленных в Москве и Гамбурге Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком.

От своих предшественников ДЭПЛ пр.641Б отличается не только одной буквой в индексе, но и существенными изменениями, как во внутреннем устройстве, так и во внешнем облике. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус, который впервые покрыт противогидролокационным покрытием. Отказались и от кормовых торпедных аппаратов, частично компенсировав это введением системы быстрой перезарядки ТА. На субмаринах этого проекта форму легкого корпуса уже начали оптимизировать для подводного хода. Исчезли характерные для предшествующих проектов советских ДЭПЛ заостренные обводы в носу, штевни и другие признаки оптимизации для надводного хода. Однако тактика оставалась прежней - крейсирование ПЛ в позиционном районе в надводном положении, выход на пересечение курса цели под дизелями, погружение, маневрирование и атака в подводном положении на электромоторах, затем маневр уклонения и т.д.

Если смотреть на более современные ДЭПЛ (проекты 877 и 636), то мы увидим дальнейшую оптимизацию обводов для подводного плавания: форма легкого корпуса стала каплевидной, круглого сечения, приблизилась к идеальной гидродинамической.

Б-307 - двухкорпусная лодка, как и все советские ДЭПЛ. Легкий корпус установлен на прочном с помощью набора, все соединения - сварные. В подводном положении в пространстве между легким и прочным корпусами находится вода. Так как внутри и снаружи легкого корпуса давление одинаково, то его обшивка выполнена из стали толщиной всего 4-8 мм. В то же время прочный корпус сварен из стали толщиной 22-35 мм. В легком корпусе ДЭПЛ располагают системы и устройства, не требующие изоляции от забортного давления: балластные и топливные цистерны, антенны ГАС, тяги рулевого устройства. Для придания жесткости, внутри легкого корпуса имеются стрингера и флоры, которые выполняются с отверстиями, что экономит вес и обеспечивает перетекание воды.

На корме Б-307 три винта в кольцевых насадках. Их вращение обеспечивает трехвальная энергетическая установка. Каждая из линий валов приводится в движение либо дизелем (в надводном положении или под РДП), либо гребным электродвигателем. Бортовые валы вращаются электродвигателями подводного хода ПГ101 (1350 л.с.). Центральный вал приводился в движение электродвигателем ПГ102 (мощность 2700 л.с.).


Кроме того на средней линии вала находится электродвигатель экономического хода ПГ104 (140 л.с.), который иногда называют электродвигатель подкрадывания. Через его полый якорь проходит гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивает простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода

Отсеки Б-307 можно увидеть в фильме «Особенности национальной рыбалки», где она играла роль шпионской подлодки. Той самой, что употребляла водку вместо солярки. Снимать кино внутри реальной сверхмалой подводной лодки пр.865 «Пиранья» было бы очень сложно.

Использован материал с сайта http://www.kpopov.ru/index.html

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (41)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.