Royal Enfield «J» - выпуска 1936 года
В селении Hunt End (Охотничий Тупик) в Англии сразу несколько семей занимались промышленным производством швейных игл и рыболовных крючков из проволоки. В 1851 году Джорж Таунсенд тоже открыл там иголочное производство под вывеской Givry Works. Бизнес шел вяло, для шага вперед нужен был какой-то толчок, и им стала в 1880-х годах покупка Таунсендом-младшим велосипеда.
Конструкция была сырой, несовершенной и нуждалась в доработке. Родилась идея сделать подпружиненное сиденье, которая была реализована, запатентована и осуществлена сначала в единичном экземпляре для себя, а затем в массовом производстве под маркой Townsend Cyclists Saddle & Spring. Компания вышла на рынок комплектующих для велосипедов.
К производству комплектующих фирма постепенно добавила и производство комплектных велосипедов. Компания быстро росла. За три года было спроектировано и запущено в серию 24 модели под маркой Townsend cycle, которые отличались от конкурентов инженерной выверенностью жесткости и продуманностью формы и рамы — чертой, которую впоследствии унаследуют мотоциклы Enfield.
В 1897 году один из владельцев компании R. W. Smith построил для себя квадроцикл — легкую и простую четырехколесную повозку с французским мотором под сиденьем у задней оси. В течение следующих двух лет в ее конструкцию было внесено множество изменений, позволивших пройти всю дистанцию 1000-мильного заезда, организованного Королевским автоклубом Британии, и завоевать серебряную медаль. В 1899 году трех- и четырех колесные «само-беглые коляски» были запущены в производство. К 1907 году новая фабрика в Redditch производила уже три серии машин: Roadster, Sport и Racing.
В 1901 году был выпущен первый мотовелосипед под маркой Royal Enfield. Мотор, установленный над передним колесом, приводил его в движение, а привод ремнем от педалей к заднему колесу позволял добраться до точки назначения при возникновении неприятностей в дороге.
В 1909 году Royal Enfield представила миру на мотоциклетной выставке аппарат, построенный в духе швейцарской часовой школы — надежный и не требующий частого обслуживания. Небольшой V-twin мощностью 2,25 л. с. не только работал, как часы, но еще и позволял быстро передвигаться по дорогам. В 1911 году мощность мотора увеличили до 2,75 л. с. и добавили двухскоростную коробку передач. Эта модель продержалась в производстве до начала Первой мировой войны.
С началом военных действий Royal Enfield переключился на производство для нужд армии Британии и поставки союзникам, среди них был даже контракт на поставку мотоциклов для нужд Русской армии. Шестисильный мотоцикл с пулеметом на коляске был самой массовой моделью того периода. Двигатели стали использовать свои: 225 см3 одноцилиндровый двухтактник и 425 см3 V-Twin. После войны был разработан 976 см3 мотор, а 225-кубо-вый двигатель без изменений производился до 1926 года.
В 1928 году фирма одной из первых начала использовать пружинную переднюю вилку (Girder). Несмотря на депрессию, постигшую экономику Великобритании, дела у фирмы шли неплохо благодаря современному модельному ряду и технической продвинутости мотоциклов. В 1927 году начался выпуск 488-кубового мотора с четырёхскоростной коробкой передач, в 1928 — полностью обновленного 225 см3 двухтактника, в 1931 — нового одноцилиндрового четырехтактника. Было запущено в производство несколько новых моделей: от легкого 126-кубового двухтактного Сусаr до тяжелого 1140-кубового V-Twin. В 1930 году модельный ряд Royal Enfield насчитывал 13 моделей.
В 1931 году был представлен новый 350-кубовый четырехтактный мотоцикл, который с началом массового производства в 1932 году получил название Bullet («Пуля»). У него был двигатель с наклоненным вперед цилиндром и открытым клапанным приводом. Длинноходный мотор с хорошими низами и развитыми ребрами охлаждения просуществовал в производстве до конца 1934 года.
Мотоцикл, прославивший Royal Enfield во время Второй мировой войны, получил прозвища Flying Flea («Летающая блоха») и Airborn («Рожденный в небе»), весил всего 70 килограммов, был оборудован простеньким двухтактником объемом 124 см3 и мог сбрасываться с самолета с парашютом при высадке десанта. Помимо мотоциклов фабрика производила и другую продукцию по оборонным заказам.
Мотоцикл Royal Enfield «J» (на фото) был изготовлен в Великобритании в 1936 году
Масса (снаряженная) — 165 кг
Максимальная скорость — 105 км/час
Рабочий объем — 488 куб.см
Мощность — 20 л.с.
С 1930 года компания начала применять буквенные обозначения для своих моделей. В том году дебютировали машины с обновленными одноцилиндровыми четырехтактными моторами: нижнеклапанными «F» (346 см3) и «Н» (488 см3, 14 л.с.), а также верхнеклапанными «G» (346 см3,16 л.с.) и «J» (488 см3, 20 л.с.). Эти мотоциклы отличались наклоненными вперед цилиндрами и системой смазки с сухим картером и двумя маслонасосами, причем маслобак был устроен в передней, обильно оребренной части картера.
Сохранившийся экземпляр Royal Enfield «J» можно увидеть в Ирбитском государственном музее мотоциклов.