УралЗИС-355М - грузовой автомобиль средней грузоподъемности
УралЗИС-355М — двухосный грузовой автомобиль средней грузоподъемности, выпускавшийся на Уральском автомобильном заводе с 1958 по 1965 год.
В рамках модификации автомобиля УралЗИС-5, выпускавшегося Уральским автозаводом с 1944 года, планировалось создать новую машину УралЗИС-353.
Работы по проектированию впервые начались в 1947 году, но активно программа начала реализовываться с 1951 года. Планировалось отойти от прежней концепции с «угловатой» кабиной. Однако по техническим причинам новый грузовик не был создан.
Возникли проблемы с созданием кабины новой конструкции, которые удалось решить с помощью конструктора Горьковского автозавода А.А. Липгарта (работавшего в то время на Уральском автомобильном заводе); он предложил установить на новую машину измененную кабину от грузовика ГАЗ-51 (изготовленную с использованием технологий и оборудования Горьковского автозавода). Эта кабина была разработана для перспективного грузовика ГАЗ-62, предназначенного заменить на конвейере ГАЗ-63. В 1958 году в Горьком решили, что новая модель будет строиться по бескапотной схеме, но штампы для кабины уже были сделаны; их передали из Горького в Миасс. Таким образом новый УралЗИС начал напоминать заметно «подросший» в размерах ГАЗ-51, сохранив тем самым «нереализованную» внешность капотного варианта ГАЗ-62.
На заводе с 1956 по 1958 годы серийно выпускалась модернизированная модель УралЗИС-355, лишь незначительно отличавшаяся от предыдущей УралЗИС-5.
Новая машина Уральского автомобильного завода получила наименование «УралЗИС-355М» (модифицированная), хотя в действительности это была новая модель. Первые 20 экземпляров сошли с конвейера в декабре 1957 года, массовый выпуск начался 1 июля 1958 года. В 1961 году из названия машины исчезло слово «ЗИС» (хотя завод был переименован ещё в 1959 году); на боковинах вместо надписи «УралЗИС» появилась надпись «УралАЗ».
Технические характеристики
В процессе серийного производства в конструкцию УралЗИС-355М неоднократно вносились улучшения и изменения.
На шасси УралЗИС-355М выпускались автоцистерны для перевозки горючего, молока и воды. Их было изготовлено около 36 тысяч экземпляров. Кроме того, выпускались поливомоечные машины, ассенизационные цистерны, передвижные компрессорные станции, лесовозы, фургоны и седельные тягачи на шасси этой модели.
В 1958 году были выпущены небольшие партии полноприводной версии — УралЗИС-381 (большинство машин изготовлено в самосвальном исполнении и эксплуатировалось в Челябинске и Челябинской области) и самосвалов УралЗИС-358. В 1960 году Алма-Атинский ремонтно-сборочный завод построил на базе УралЗИС-355М оригинальный автобус вагонной компоновки вместимостью 40 пассажиров.
Автомобиль УралЗИС-355М преимущественно поставлялся в Казахстан (годы серийного выпуска по времени совпали с освоением целинных и залежных земель), регионы Сибири и Дальнего Востока. В центральные и западные районы СССР грузовик поступал в небольших количествах. В 1962 году небольшое количество экспортной версии Урал-355МЭ было поставлено в Финляндию и Афганистан.
За долгие годы эксплуатации УралЗИС-355М зарекомендовал себя как надежная, неприхотливая машина, отличавшаяся большой грузоподъемностью (официально считавшийся 3,5-тонным, автомобиль без проблем перевозил 5 тонн, а по хорошей дороге — и 6 тонн грузов), тяговитостью (автомобили очень часто эксплуатировались с прицепом) и немалым по тем временам комфортом (все УралЗИСы-355М оснащались отопителем кабины; на ЗИС-150 его вовсе не было, на ГАЗ-51 их начали устанавливать с декабря 1956 года). Среди водителей автомобиль имел прозвища «Уралец», «Киргиз», «Захар».
Бортовые автомобили окрашивались в темно-зеленый, синий и голубой цвета. Машины, работавшие в аэропортах Москвы, окрашивались в ярко-желтый цвет, капот при этом был красный.
Всего выпущено 192580 автомобилей. Заключительный экземпляр сошел с конвейера 16 октября 1965 года (последние цистерны на базе Урал-355М были изготовлены Новотроицким заводом торгового машиностроения в январе 1966 года).
В 1978 году один Урал-355М установлен в качестве памятника в Русской Поляне Омской области. В 1988 году в Каменске-Уральском Свердловской области возле завода ОЦМ был установлен на постамент УралЗИС 355М.
Автомобиль УралЗИС-355М снят в художественном кинофильме «Джентльмены удачи» (цементовоз с одноосным прицепом).
На данный момент сохранилось 20 (по другим данным — 12) автомобилей.