ГАЗ-14 "Чайка" - представительский автомобиль большого класса

Опубликовал: dokaspez, 29-01-2019, 15:45, Техника и вооружение , 70, 0

ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка которого велась на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1988 год.

В 1977 году был развернут серийный выпуск автомобиля. Сборка «Чаек» осуществлялась силами находившегося на территории ГАЗа ПАМСа (Производство автомобилей малых серий), бригадным методом, вручную на стапелях. Так собиралось всего около сотни машин в год. Процесс сборки был очень сложен и включал в себя несколько последовательных сборок и разборок автомобиля.

Данные о каждом из участвовавших в сборке специалистов и индивидуальных особенностях автомобиля и отдельных агрегатов вносились в специальный сопроводительный документ. Каждый собранный автомобиль проходил обязательные приемочные испытания протяженностью в сотни километров.

Мелкосерийное производство «Чайки» продолжалось в течение 11 лет, до 1988 года.

Номенклатурному лимузину полагался высокий уровень комфорта. При работе над ГАЗ-14 конструкторы уделили много внимания удобству входа, для чего машину лишили боковых порогов пола, ненужных с учетом рамной конструкции кузова. Кроме того, уменьшенная габаритная высота также благоприятно сказывалась на комфорте высокопоставленных пассажиров, которые буквально входили, а не взбирались в салон автомобиля.

Длина автомобиля превышала шесть метров, а колесную базу по сравнению с ГАЗ-13 увеличили на 20 см – до трех с половиной метров.

Формально Чайка оставалась таким же семиместным седаном, как и ГАЗ-13. Однако по просьбе заказчиков в салоне можно было установить перегородку, превратив автомобиль в лимузин с кабиной для водителя и переднего пассажира и пятиместным салоном. Кроме того, огромный задний диван был отформован на двоих пассажиров – тесниться втроем здесь никто не собирался. Водитель, штурман, два охранника и один-два «випа» – вот и весь «набор госаппарата» на борту ГАЗ-14.

С 1985 года автомобиль получил индекс 14-02 и несколько новшеств, в частности — сиденья, на которых ранее не регулировался угол наклона спинки, теперь устанавливали от ГАЗ-3102 с более широким диапазоном регулировки поясничного подпора спинки сиденья. Также была усовершенствована система охлаждения двигателя.

Для того, чтобы скрасить время, проведенное в дороге, в комплектацию Чайки входил созданный специально для этой модели многодиапазонный стереорадиоприемник VEF Radiotehnika рижского производства и кассетный проигрыватель Vilma, управлять которыми мог задний пассажир – для этого в подлокотнике заднего дивана был предусмотрен специальный пульт. Некоторые автомобили по желанию заказчика комплектовались средствами спецсвязи – радио - или спутниковым телефоном.

Центральная блокировка замков, выдвижная антенна, механизмы подъема стекол – все это на новой машине приводилось в действие с помощью почти двух десятков электромоторов. Добавим сюда передние и задние «противотуманки», а также струйные омыватели фар. Неудивительно, что для обслуживания всего этого «электрохозяйства» потребовался второй аккумулятор.

Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров конструкторы даже предусмотрели инерционные ремни безопасности, которыми в реальной жизни, никто не пользовался.


Технические характеристики


В 1988 году, в рамках так называемой «борьбы с привилегиями», автомобиль был снят с производства по личному указанию М.С. Горбачева, причём одновременно была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее.

В результате этого волюнтаристского решения был уничтожен вместе со всем производственным комплексом уникальный автомобиль с высоким техническим уровнем, недавно разработанный и еще далеко не выработавший свой ресурс морального устаревания. В производстве же были оставлены устаревшая даже по меркам середины семидесятых годов «Волга» ГАЗ-24 и ее модернизированный, но также уже не соответствовавший современным требованиям вариант — ГАЗ-3102.

Последняя машина была собрана 24 декабря 1988 года и покинула завод в январе 1989 года. В середине девяностых руководство ГАЗа вынашивало планы по возобновлению производства «Чайки». Однако выяснилось, что практически никакой документации или производственной оснастки на заводе не сохранилось, а разработка автомобиля такого класса «с нуля» была заводу не под силу и экономически нецелесообразна.

Кроме обычного шестиоконного седана, как и в случае с ГАЗ-13, Чайка выпускалась с открытым кузовом, а также в варианте «кремлевской неотложки». Кабриолет с индексом 14-05 был спроектирован по заказу Министерства обороны СССР для проведения военных парадов. Машина отличалась оснащением салона и усиленным кузовом.


Универсал с длинным названием ГАЗ-РАФ-3920 в штучном порядке выпускался на Рижской автобусной фабрике. По специальному правительственному заказу было изготовлено несколько реанимобилей, два из которых предназначались Фиделю Кастро.

Огромная, мощная, тяжелая и прожорливая машина требовала немалых денег на обслуживание. Вдобавок оказалось, что без инфраструктуры столь специфическое транспортное средство малопригодно к повседневной эксплуатации, а предприниматели новой волны отнюдь не стремились становиться пассажирами «персоналки», олицетворявшей для многих вершину «совка», от которого в тот период многие пытались убежать как можно дальше. Вот так большим черным седанам удалось ненамного пережить свою страну – как оказалось, в новом государстве у Чайки уже не оказалось попутчиков.

Всего было изготовлено 1114 автомобилей этой модели, одна из редких «Чаек», ранее обслуживавшая 1-го секретаря Компартии Азербайджана, сохранена, реставрирована и выставлена в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2019 (81)
Март 2019 (62)
Февраль 2019 (106)
Январь 2019 (58)
Декабрь 2018 (46)
Ноябрь 2018 (61)
Календарь
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.