ГАЗ-52 - среднетоннажный грузовой автомобиль Горьковского автозавода
ГАЗ-52 — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 тонны. Получилась гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с большей грузоподъемностью ГАЗ-53.
Первая опытная партия грузовиков «ГАЗ-52» была изготовлена еще в 1958 году. Главным конструктором модели был Александр Дмитриевич Просвирнин; ведущими конструкторами – Борис Ильич Шихов и Владимир Дмитриевич Запойнов. Просвирнин разрабатывал и «ГАЗ-51», тогда еще в роли рядового конструктора. Новый грузовик «ГАЗ-52» выставлялся не только на ВДНХ, но и на зарубежных автосалонах. И на международной выставке в Брюсселе 1958 года даже получил Гран-при среди грузовых машин. Для тех времен это был действительно прогрессивный, высокотехнологичный автомобиль.
С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1964 до середины 1993 года. ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года. На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.
Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11, на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.
Также на ГАЗ-52 устанавливались колеса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колеса с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо?льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колеса с шестью отверстиями. Колеса взаимозаменяемы.
«ГАЗ-52-04» (с апреля 1975 по 1989 год) – модернизированный базовый бортовой грузовик, колесная база 3,3 м, двигатель «ГАЗ-52-04».
Технические характеристики ГАЗ 52-04
Автомобилей ГАЗ-52 всего выпущено 1006330 единиц. Один из них ГАЗ 5204 с цистерной находится в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.