ЗИЛ - 164 - "рабочая лошадка" автохозяйств в СССР

Опубликовал: dokaspez, 29-01-2019, 13:49, Техника и вооружение , 596, 0

Советский грузовой автомобиль ЗИЛ-164 — производства Завода имени Лихачева был создан на базе ЗИС-150 путем модернизации его отдельных узлов и агрегатов.

Уже через год после присвоения предприятию имени И.А. Лихачева заводу удалось модернизировать прежний ЗИС-150 и поставить на конвейер 4-тонный вариант ЗИЛ-164, внешне отличавшийся только вертикальной решеткой радиатора и широким штампованным бампером. В техническом отношении он являлся переходной моделью от устаревшего грузовика ЗИС-150 к машинам нового поколения ЗИЛ-130. В 1957 – 1961 годах в производстве находился базовый автомобиль ЗИЛ-164, оборудованный модернизированным 6-цилиндровым двигателем мощностью 97 л.с., новыми задним мостом со штампованным картером, промежуточной опорой карданного вала и жидкостным отопителем в кабине.

В 1961 – 1965 годах, в связи с задержкой организации серийного производства модели ЗИЛ-130, выпускался модернизированный грузовик ЗИЛ-164А, оборудованный агрегатами и узлами от перспективной машины. Его внешними отличиями от предыдущей 164-й модели были плоские угловые площадки в пространстве между бампером и обоими крыльями.

Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах СССР. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.

Многие машины, использовавшиеся группой советских войск в ГДР, оборудовались специальными кузовами немецкой постройки. В частности, немецкие пожарные машины на базе ЗИЛ-164 после списания из воинских частей продолжали работать в пожарных бригадах ближайших городов. Кроме того, многие автохозяйства своими силами изготавливали на базе ЗИЛ-164 весьма оригинальные спецмашины, нередко такие конструкции появлялись в СССР впервые, например, кассетный цементовоз.

На шасси ЗИЛ-164А монтировалась также первая в СССР серийная цистерна для перевозки сжиженного газа АЦЖНГ-4-164А. В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры и до начала 1990-х. К началу 1960-х ЗИЛ-164 и его модификации успели значительно устареть, и в 1965 году автомобили серии 164 были сняты с производства.


Техническая характеристика ЗИЛ-164А


Сегодня на территории СНГ и Прибалтики сохранилось несколько десятков экземпляров этих машин. Одна из них находится в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.



Построенные на базе ЗИЛ – 164 пожарные автомобили оснащались цистернами для перевозки воды и насосной станцией. Кабина получила дополнительный ряд сидений, который имел отдельные двери. В штатное оснащение входила центробежная помпа с приводом от коробки отбора мощности, и цистерна вместимостью 1950 л. Часть машин оснащалась дополнительной 170-литровой емкостью для пенообразующего состава.

На задней части кузова устанавливались съемные катушки, на которые наматывались пожарные рукава. Сверху монтировались дополнительные фары.

Несколько модификаций пожарных автомобилей выпускал Прилуцкий завод противопожарного оборудования:

- В 1957-60 годы выпускал ПМЗ-17А. Модификация ПМЗ-17 была связана с появлением нового шасси ЗИЛ-164, но еще имела деревянный каркас, обшитый стальным листом.
Характеристика: боевой расчет - 7 чел., вода - 2150 л., пенообразователь - 150 л., насос - ПН-30М, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм., привод насоса - от КОМ установленной на КПП, передаточное число - 1:1,21, колесная база шасси - 4000 мм., габариты: 6830х2325х2570 мм., угол свеса - 40°/20°, полная масса - 8.300 т., макс. скорость - 75 км/ч., расход топлива на привод насоса - 22,5 л/час.

- Вторая половина 1960-62 гг. Автонасос АН-30 (164А) ПМЗ-52.
Характеристика: боевой расчет - 10 чел., вода - нет, пенообразователь - 400 л., насос - ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм., привод насоса - от КОМ установленной на КПП, передаточное число - 1:1,176, напорные рукава ф66 мм - 30 шт - 600 м., колесная база шасси - 4000 мм., габариты: 7560х2380х2600 мм., угол свеса - 40°/20°, полная масса - 7.200 т., макс. скорость - 75 км/ч., расход топлива на привод насоса - 22,5 л/час.

- 1962-63 гг. Автоцистерна АЦ-30 (164А) ПМЗ-53А.
Характеристика: боевой расчет - 7 чел., вода - 2100 л., пенообразователь - 150 л., насос - ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм., привод насоса - от КОМ установленной на КПП, передаточное число - 1:1,176, колесная база шасси - 4000 мм., габариты: 6930х2340х2600 мм., угол свеса - 40°/21°, полная масса - 8.270 т., макс. скорость - 75 км/ч., расход топлива на привод насоса - 22,5 л/час.

Одну их пожарных машин на базе ЗИЛ-164 можно увидеть в Музее УГМК в Верхней Пышме.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2022 (22)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Календарь
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.