Иж-49 - дорожный мотоцикл Ижевского завода
Иж-49 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1958 год. Кроме мотоциклов-одиночек, опытной партией выпускались машины с боковыми прицепами.
После Великой Отечественной войны из Германии в счет репараций было вывезено оборудование завода DKW. Ижевский завод получил в свое распоряжение станки. В 1946 году под контролем приглашенного главного конструктора DKW Германа Вебера и других инженеров с DKW был начат выпуск мотоцикла Иж-350, на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350. В 1951 году без остановки производства был осуществлен переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», который завоевал большую любовь у населения. За счет применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. В 1958 году выпуск Иж-49 был прекращен, так как с 1955 года уже выпускалась новая модель — Иж-56.
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Переднее колесо вместе с тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной части телескопической вилки. На вилке укреплена фара, в корпусе которой вмонтирован спидометр, соединенный гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении.
С правой стороны бензобака закреплен сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.
Бензобак был выполнен в форме капли, с боковыми накладками из твердой резины, в центре бензобака была небольшая ниша, с откидной назад крышкой, замок бардачка под квадратный ключ. На более поздних моделях по бокам бензобака была выштамповка надписи «Иж», с обвивавшей ее кольцом. Крышка бензобака располагалась в верхней левой части бензобака, и имела прикрепленный к ней мерный стаканчик на 250 грамм, на стаканчике имелась выштамповка, о дозировке масла в бензин (250 грамм автола 2 качества на 5 литров бензина не ниже марки А-66, так было написано в книжке эксплуатации). Краник бензобака имел встроенный фильтр грубой очистки, и с тремя положениями (Открыто, закрыто и резерв-Резерв, позволяет проехать еще 25 км, это тоже было в книжке эксплуатации).
Малый вес неподрессоренной части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу. Заднее колесо закреплено в вилке поперечной жесткости, которая эластично подвешена к раме на пружинно-гидравлических элементах. Колеса — легкосъемные, невзаимозаменяемые.
Технические характеристики:
Модификации мотоцикла:
Иж-50А — мотоцикл для многодневных соревнований на базе Иж-49.
Иж-50Б — кроссовый мотоцикл на базе Иж-49. Двигатель форсирован до мощности 16 л. с. при 4500 об/мин. за счет повышения степени сжатия до 8—9, улучшения системы продувки, расширению фаз газораспределения. Цилиндр из алюминиевого сплава с чугунной гильзой. Карбюратор К-28 с увеличенным диффузором). Экипажная часть облегчена.
Иж-51М — мотоцикл для кольцевых шоссейных гонок. Экспериментальный двигатель с картером двигателя переменного объема (с помощью поршневого насоса в нижней части картера). В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской.
Иж-54 для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18-20 л.с.
Иж-55 для кроссовых и многодневных соревнований. Двигатель форсирован до мощности 16—18 л. с. за счёт повышения степени сжатия до 8—9, увеличения диаметра проходного сечения карбюратора и улучшения системы продувки. По ходовой части мотоцикл не отличается от базовой дорожной модели. Большое внимание уделено очистке воздуха и защите зажигания и карбюратора от воды. Воздух в карбюратор попадает через специальный приёмник, расположенный в задней части топливного бака. Выпускные трубы вместе с глушителями подняты вверх. Зажигание осуществляется от магнето, герметично закрытого алюминиевой крышкой. На мотоцикле установлены специальные кроссовые шины с глубоким рисунком протектора и гоночная подушка на заднем щитке.
Сейчас мотоцикл могут не допустить ездить по дорогам общего пользования, т.к. на нем на момент выпуска не ставились поворотники и стоп-сигнал, поэтому многие самостоятельно их поставили.
Всего было построено 507603 мотоциклов Иж-49. Классические обводы легендарной двухколесной машины можно встретить в Москве, Петербурге, Риге, Минске. Регионы, в которых находится мотоцикл - это большая часть территории бывшего СССР, один из мотоциклов находится в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3.