Топ-100

Город Питкяранта - из деревни на Долгом берегу у Ладожского озера

Опубликовал: zampolit, 21-11-2018, 15:18, Путешествие в историю, 2 021, 0

Камень указатель на въезде в город (5 июля 2018 г.)

Впервые название Питкяранта (в переводе с финского - Длинный Берег) было упомянуто в переписной окладной книге Вотской пятины Великого Новгорода за 1499-1500 годы: «Деревня на Долгом берегу у Ладожского озера». Изначально деревня входила в угодья Никольско-Сердобольского погоста, так как располагалась на пути из Господина Великого Новгорода в город Сердоболь.

Поселение новгородцев на месте основания нынешней Питкяранты состояло из 3 дворов, в которых на постоянной основе проживали около 30 человек, обеспечивавших новгородский торговый тракт.

В период шведского владычества, согласно поземельной книге Кексгольмского лена за 1590 год, Питкяранта входила в состав Импилахтинской капеллы Сердобольского погоста, а в XVII веке - уже в Импилахтинскую капеллу вновь образованного Суйстамского погоста. В городе наряду с православным населением появляются лютеране.

В 1499-1500 годах в Питкяранта было всего 3 двора и 30 человек жителей, к 1638 году - уже 7 дворов и 50 жителей, а к 1681 году население снова уменьшилось до 5 дворов и 30 жителей.

После поражения Швеции в Северной войне, Выборгская и Ладожская Карелии (так называемая Старая Финляндия) были в 1721 году присоединены к России. Из них была образована Выборгская губерния. В период царствования Екатерины I Питкяранта принадлежала придворному императрицы графу Брукену. В 1727 году Импилахтинский погост перешел в разряд дворцовых земель, с 1730 по 1764 годы принадлежал Александро-Невскому монастырю, в 1764-1797 годах являлся собственностью Императорской Коллегии Экономии, а после этого был передан в государственную казну.

В 1785 году через Питкяранта путешествовал академик Н.Я. Озерецковский, оставивший в своей книге «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому» следующее описание: «К деревне Питкаранде проливается от озера широкая и длинная губа, далеко еще простирающаяся за деревню, которая лежит на правом или восточном ее берегу. Деревня сия называется также по-русски Долгим берегом, потому что от нее начинается ровный, низкий и большею частию прямой берег, какой окружает всю восточную сторону Ладожского озера даже до вершины Невы. Под Питкарандою кончатся высокие и каменные горы, окружающие озеро от Кексгольма до Долгого берега; тут пресекаются и губы, которые в гористой оной окружности весьма часты; исчезают также каменистые острова, какими северная часть озера усеяна; от Питкаранды как берег, так и самое озеро совсем другой вид принимают»

В 1810 году над изучением недр Питкяранты работала, правда без особенного успеха, серьезная научная экспедиция под руководством капитана горного корпуса Фурмана. В 1811 году Выборгская губерния воссоединилась с остальной частью Финляндии, входившей в состав России в качестве автономного Великого Княжества.

Начало практического освоения питкярантских недр было положено в 1814 году на горе Аласуомяки, однако многочисленные кустарные попытки разработок медной руды не привели к приемлемому результату.

В 1832 году на горе Аласуомяки появился первый медный рудник. В устье ручья Келиоя был поставлен первый медеплавильный завод. По соседству был сооружен конкурирующий завод, известный под названием Аласавотта. Кроме медной была обнаружена еще и оловянная руда. В 1842 году в Койриноя, в устье одноименного ручья, был сооружен небольшой оловоплавильный завод. Прямо на водопаде была поставлена плотина, вода от нее по двум лоткам направлялась на колеса фабрики по промывке руды.

С началом деятельности металлургических заводов, Питкяранта, сложившаяся из старинной деревни и горняцкого поселка, стала крупным населенным пунктом. В 1898 году была построена православная Вознесенская церковь.

Геолог С. Куторга в своем путеводителе по финляндским берегам Ладожского озера (1851 год) писал: «В здешнем рудном месторождении проложено восемь шахт, закрытых, для защиты от дождя и снега, дощатыми шалашами, под которыми помещаются ручной и конный ворот для поднятия воды и руд».


Площадь у Мемориала Воинской славы

Руда и металлы из Питкяранта отправлялись первые годы по суше, а с конца пятидесятых годов - пароходами. Зимой - по зимнику через города Сортавала и Кексгольм. К середине XIX века все питкярантские рудники и заводы перешли в собственность петербургского акционерного общества Питкяранта-Компани. Для обеспечения заводов водой была предпринята безуспешная попытка соединить каналом озеро Ниетяярви и ручей Келиоя. В конце концов, из-за нехватки воды заводы были закрыты. В 1860 году начали действовать два паровых завода по толчению и промывке оловянной руды. Все заводы были построены вблизи рудников.
Вот что писал в своем труде «Ладожское озеро» (1875) гидрограф А. Андреев: «Шахты в Питкерандо идут на глубину более 50 сажень и ниже горизонта Ладожского озера на 40 сажень ... Рабочие в рудниках чухны. Они работают день и ночь, в две смены ... Подле этой шахты есть здание, где множество мальчиков разбивают на мелкие куски вынутую из шахты руду и ее сортируют ... Питкерандский завод кормил иногда до 2000 рабочих с семействами, но колебания работ на заводе зачастую уменьшало рабочих в десять раз».

В шахтерском поселке, который находился на берегу Ладоги рядом с шахтой «Красная глигка» (западная часть Питкяранта), располагались 24 деревянные казармы на тысячу человек. Рядом, в горняцкой части старой Питкяранта, были расположены дома управляющего и его помощника, дом пастора, православная церковь, несколько изб рабочих-шахтеров.

В 1877 году в Питкяранта побывал путешественник А. Елисеев, оставивший описание питкярантских рудников в своей книге «По белу свету»: «В то время, когда мы посетили Питкеранду, шахтовые работы на медных и оловянных приисках там велись довольно энергично и целые сотни рабочих копались в глубоких рудниках. Наш спуск в главную оловянную шахту, находящуюся на глубине более чем тридцати сажень, был не особенно удачен, и мы вместе с проводником не сошли, а скатились по сырым ступеням лестницы, отделавшись, впрочем, лишь небольшими ушибами ... Спустившись в главную галерею с фонарями в руках, мы долго блуждали по шахтам, зеленоватые стены которых слегка искрились, отражая многочисленные огоньки рабочих, ломавших оловянную руду. Легкий плеск небольшой струйки воды, пробивавшийся в одной из галерей рудника, заглушался стуками молотов и голосами рабочих, забивавших шурф для порохового взрыва. Этот последний произошел так внезапно для нас, что я думал уже о том, не обваливается ли вся подземная галерея, грозя засыпать нас навсегда».

К началу восьмидесятых годов XIX столетия в Питкяранте была школа с двумя классами: один для детей до 11 лет, другой - для детей от 8 до 13 лет. В разные годы в ней училось от 30 до 50 учеников. При школе работали два учителя.

Кроме олово-медеплавильных заводов в Питкяранте действовал сульфатный завод. Из окиси железа - побочного продукта при плавлении руд - изготовлялась красная краска. Многие деревянные дома в Финляндии красились в те времена именно питкярантской краской.

В 1887 году был построен стекольный завод, производивший до 10 миллионов бутылок в год. Завод имел 2 непрерывно и 2 периодически действующие печи системы Сименса. Перевозкой готовой продукции по Ладоге были заняты в середине девяностых годов XIX века два буксирных парохода и около двадцати барж. Если до конца восьмидесятых годов преимущественно добывались и плавились медная и оловянная руды, то в девяностые годы на первое место выходят добыча железной руды и выплавка чугуна. В Масууни, на берегу Ладоги, с 1897 года действовал железоплавильный завод. Добыча руд продолжалась до 1904 года, когда работы были прекращены по соображениям рентабельности.

Разработка была возобновлена на более совершенном технологическом уровне в 1914 году акционерным обществом Ристиниеми. Эти рудники продолжали действовать вплоть до начала 50-х годов XX столетия. Добыча железной руды осуществлялась в 10-15 км юго-восточнее Питкяранта, в Лупикко.

В 1918 году Питкерандский завод был переименован в Питкяранту и оказался в составе Выборгской губернии независимой Финляндии.

На острове Нурминсаари действовал шестирамный лесопильный завод. Акционерное общество Diesen Woоd построило на острове Пусунсаари целлюлозный завод и приобрело в собственность лесопильный. Первая продукция была получена в 1921 году. До постройки железной дороги готовая продукция уходила водным путем по Ладоге через Неву, а зимой - лошадями до Сортавалы и Лахденпохьи.

В 1929 году было завершено строительство трехэтажного офиса Diesen Woоd. В 30-е годы XX столетия целлюлозный завод был полностью реконструирован и оснащен самым современным для того времени оборудованием.


45-мм орудие на постаменте

В 1932 году в Питкяранту по 43-километровой железнодорожной ветке прибыл из Ляскеля первый поезд, а в 1933 году железная дорога ушла дальше - на Алалууксу.

К началу Второй мировой войны поселок был преимущественно деревянным. Самая крайняя, западная его часть (при въезде со стороны Сортавала) называлась Тойккасенкюля. Кроме гражданских построек здесь был штаб салминского погранотряда с казармами и стадионом. Следующая часть, также расположенная вдоль шоссе, носила название Перякюля. Это - самая старая часть поселка. Здесь селились земледельцы, располагались начальная школа и магазин. Перякюля граничила с Раннанкюля и Петяякюля.

В Раннанкюля находились железнодорожная станция, вокзал, русская школа, пристань, торговый центр, почта, аптека и контора Народного акционерного банка. Петяякюля начиналась с Рыночной площади, на ней располагалась православная церковь, народная школа и стадион. В районе Ристeус были здание оборонной организации Суоелускунта (щюцкор) и казино. Северо-восточная часть поселка называлась Первой. Возможно, что название это происходит от первого рудника. Достопримечательностью Первой была Рукоусхуоне - лютеранская молитвенная комната, находившаяся в бывшем машинном помещении подъемника шахты. На берегу залива Куккаронлахти располагалась больница целлюлозного завода.

В самом начале Зимней войны Питкяранта была практически полностью сожжена. Нетронутыми остались только целлюлозный завод и примыкающий к нему район деревянной застройки на острове Пусунсаари. Деревянная Вознесенская православная церковь и несколько каменных зданий уцелели на материковой части.

Советские войска вошли в Питкяранту 10 декабря 1939 года, и по договору от 12 марта 1940 года поселок вместе со всей остальной территорией Ладожской Карелии отошел к СССР. 9 июля 1940 года был образован Питкярантский район с административным центром в городе Питкяранта. 16 июля 1941 года финские войска захватили Питкяранту и оставили его после упорных оборонительных боев к вечеру 11 июля 1944 года. Согласно условиям Парижского мирного договора 1947 года Питкяранта вновь вернулась в СССР.

В июне 1947 года было возобновлено производство целлюлозы.

23 мая 1957 года Питкярантский район был упразднен, а его территория была разделена между Сортавальским и Олонецким районами. Питкярантский район был восстановлен 28 декабря 1966 года. Уцелевший в военные годы район деревянной застройки на Пусунсаари был уничтожен в 1970-е годы при расширении промышленной зоны.

Единственным полностью сохранившимся довоенным строением является здание бывшей аптеки (так называемый Дом Валлдена, постройки конца 1920-х годов), в настоящее время занимаемое краеведческим музеем.

22 февраля 1998 года было освящено новое деревянное здание лютеранской церкви. Строительство осуществлялось на средства, поступившие из финского города Куопио.

В 2005 году благодаря Совету предпринимателей город получил новый памятник павшим героям. На перекрестке улиц Гоголя-Горького-Пушкина был торжественно установлен макет танка Т-26.

В настоящее время в состав Питкярантского района входят четыре сельских и Питкярантское городское поселение (город с деревнями Юляристиоя, Ууксу, Койриноя).


Красивая Карелия

В связи с прекращением в 2015 году железнодорожного пассажирского сообщения с Питкярантой, добраться до города можно автобусами:

С Санкт-Петербурга:
- № 807 СПБ (северный автовокзал) – Петрозаводск, 9.20, в пути 7.24
- № 963 СПБ – Питкяранта, 12.30, в пути 7.30

С Сортавалы:
- № 517 Сортавала – Петрозаводск, 6.30
- № 516 Сортавала – Петрозаводск 16.00, время в пути 1.14.

Адрес: Питкяранта, Республика Карелия. Координаты: 61.568362, 31.478108

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2025 (4)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.