Железнодорожный заповедник Карелии: Янисъярви - Олонец - Лодейное Поле
Железнодорожная линия Янисъярви - Олонец - Лодейное Поле является настоящим железнодорожным заповедником. Протяжённость железнодорожной линии составляет 219 километров. Линия однопутная, не электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога.
В конце 1923 года финскими предпринимателями был построен первый девятикилометровый участок будущей «Олонецкой» линии. В 1925 году железная дорога была достроена до поселка Ляскеля (L?skela). Причем в Ляскеля еще с дореволюционных времён действовал изолированная узкоколейная железная дорога от бумажной фабрики до пристани на Ладожском озере.
В 1930 году был открыт участок Ляскеля — Питкяранта — Иля-Ууксу. В период финской оккупации Карелии с 1941 по 1944 год финны продлили железнодорожную линию по захваченной ими советской территории, не входившей в Финляндию до 1940 года — от Иля-Ууксу до села Мегрега (M?kri??n) через Олонец (Aunuksenlinna). При этом использовался принудительный труд военнопленных и местных жителей славянской национальности. Первый поезд прибыл в Олонец 21 марта 1943 года.
Железная дорога вела к линии фронта и имела в первую очередь военное значение. Но в 1943-44 годах, до начала наступательной операции Красной армии, она пропускала и мирные пассажирские поезда согласно расписания.
Вскоре после окончательного присоединения бывшей Выборгской губернии к СССР в 1944 году построенную финнами тупиковую железную дорогу Янисъярви — Мегрега восстановили до рабочего состояния. Конечным пунктом пассажирского движения оставался Олонец.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станций Ляскеля, Питкяранта, Иля-Ууксу — 1930 год, станции Олонец — 1944 год, станции Инема на участке Мегрега — Лодейное Поле — 1972 год.
В 1972 году произошло радикальное изменение. Был открыт участок Мегрега — Лодейное Поле, включающий в себя крупный совмещенный железнодорожно-автомобильный мост через реку Свирь. Тупиковая «Олонецкая ветвь» перестала быть веткой — она стала транзитной линией.
До открытия пассажирского движения на участке Олонец — Лодейное Поле курсировали прицепные вагоны Ленинград — Олонец и Петрозаводск — Олонец через Янисъярви.
После того, как пассажирское движение пришло на «перемычку», появились беспересадочные прицепные вагоны Ленинград — Питкяранта и Петрозаводск — Питкяранта через Лодейное Поле, а в какое-то время и круговой маршрут: Ленинград, Московский вокзал — Лодейное Поле — Питкяранта — Янисъярви — Хийтола — Ленинград, Финляндский вокзал. Добираться из Ленинграда или Петрозаводска до Питкяранта через Лодейное Поле намного быстрее, чем через Северное Приладожье.
В 1990-е годы грузовое движение на линии сократилось до незначительного минимума. Железная дорога жила почти исключительно пассажирскими поездами и была в угрожаемом положении. Затем грузовые перевозки удалось нарастить в разы, благодаря увеличению погрузки щебня.
Эта железнодорожная линия стала последней, по которой обычные поезда водили паровозы: пассажирские - до апреля 1986 года, товарные - вплоть до начала 1990-х годов.
Участок Олонец - Янисъярви - один из немногих, на которых используются семафоры, жезловая система, а шпалы укладываются не на щебенку, а на песок. Дорога проходит по очень колоритной местности Южной Карелии, через сосновые леса, скалы, по множеству мостов, через карельские деревни с необычными домами. Она является ключевой частью «ладожской кругосветки» (маршрут Санкт-Петербург - Питкяранта - Сортавала - Санкт-Петербург).
Первая отмена пассажирского движения на линии произошло с июня 2011 года. Вместо пассажирского поезда Лодейное Поле — Янисъярви на участке Лодейное Поле — Питкяранта стал курсировать рабочий поезд. То есть те же самые пассажирские вагоны, но проезд только по удостоверениям работника железной дороги.
В 2013 году пассажирское движение сохранилось 4 раза в неделю (с пятницы по понедельник) на участке Лодейное Поле - Питкяранта. Ходил один вагон, в этом вагоне можно было без пересадки проехать от Петербурга до Питкяранта и обратно. Плацкартный вагон следовал от Санкт-Петербурга до Лодейного Поля в составе поезда № 657/658 Санкт-Петербург - Петрозаводск, 4 часа стоял в Лодейном Поле в тупике, после чего подцеплялся местным тепловозом и шел до Питкяранта уже как пригородный поезд.
В 2013 году пригородный поезд Лодейное Поле – Питкяранта был отменен, а с 22 августа 2014 года по линии полностью прекращено пассажирское движение.
Рабочих поездов с проездом по железнодорожным «ксивам», как в 2011 году — по состоянию на 2016 год, их нет. Отменили, чтобы не злить население. Работников железной дороги на станции и перегоны доставляют автомобильным транспортом.
На фото: вокзалы в Салми и Питкяранте