Кремлевский мост в Великом Новгороде
Один из самых знаменитых мостов Великого Новгорода – Кремлевский мост. Он перекинут через реку Волхов, и соединяет Софийскую и Торговую стороны в районе новгородского Детинца и Ярославова Дворища.
На этом месте в далекие времена стоял Великий мост, который был указан в летописи 1133 года. Известна легенда, гласящая, что при принятии христианства в 988 году, новгородцы, уничтожив идол Перуна (бога громовержца), сбросили его в реку Волхов и проплывая мост, идол Перуна, ударил палицей посередине, сказав, что торговцы и горожане всегда будут драться на этом месте. И действительно, в истории известны массовые драки и побоища, а также публичные казни, где осужденных били палкой и сбрасывали в реку.
В 1570 году произошла жестокая расправа в Новгороде. При покорении, Иваном Грозным, обвиненных в измене новгородцев, волокли на «Великий мост» и бросали в воду, выживших заталкивали палками под лед.
В XVIII веке, когда через Новгород прошла шоссейная дорога Москва — Санкт-Петербург, на месте деревянного был выстроен каменный мост. Спустя столетие его сменил новый (по проекту инженера К.Я. Рейхеля), который, с перестройками, служил до Великой Отечественной войны.
Неоднократно перестроенный мост был разрушен только в 1944 году, при отступлении немецко-фашистских войск.
Согласно плана восстановления послевоенного Новгорода, на месте разрушенного моста планировалось построить новый автомобильный. Однако, уже разработанный проект в конце 1940-х годов был отклонен, и возведение автомобильного моста было начато в районе улицы Розважа и Федоровского ручья. Строительство же пешеходного моста от Кремля (Детинца) к Ярославову Дворищу было отложено на неопределенный срок.
До 1987 года на обоих берегах в точках въезда на мост сохранялись смотровые площадки, огороженные белыми бетонными перилами с балясинами.
По уникальному на тот момент проекту, в 1985 году было начато строительство нового пешеходного моста, соединившего напрямую Ярославово Дворище и новгородский Детинец. Был сооружен неразрезной трехпролетный балочный мост с криволинейными (арочными) очертаниями нижнего пояса. Общий вес металлической конструкции составил 800 тонн. Строительными работами занимался «Мостоотряд № 75». По окончании строительства, при испытаниях на мост было заведено 12 груженых автомашин ЗИЛ-130 весом 11 тонн каждая. Согласно техническим характеристикам, на мосту одновременно могут находиться около 8000 человек.
С 25 марта до 10 июня 2009 года в рамках подготовки города к 1150-летнему юбилею на мосту были проведены самые масштабные с момента его постройки ремонтные работы. Подрядчиком опять выступил «Мостоотряд № 75». Сметная стоимость работ составила 19,32 млн рублей.
В настоящее время пешеходный мост является важнейшим элементом коммуникации в современном Новгороде, соединяя по кратчайшей прямой две его исторические стороны.
Адрес: Новгородская область, Великий Новгород, Кремлевский мост. Координаты: 58.520331, 31.280263