От велодрома купца Агафурова до "Екатеринбург-арены"
До 2018 года стадион «Екатеринбург Арена» носил название Центральный стадион, и до 2015 года был многофункциональным, после проведения последней реконструкции стал исключительно футбольным стадионом.
Первое спортивное сооружение на месте современного стадиона появилось в 1900 году, когда екатеринбургский купец и меценат Камалетдин Агафуров построил на свободном участке возле Московского тракта велодром. Закладка велодрома началась 5 июля 1900 года, а торжественное открытие первого в Екатеринбурге многофункционального спортивного сооружения состоялось 3 сентября 1900 года. В этот день было устроено велосипедно-атлетическое состязание. Велодром представлял собой эллипс, окружностью в треть версты, вырытый в косогоре и тщательно засыпанный песком со шлаком. Место было огорожено забором. Внутри было помещение для публики, открытый деревянный павильон. Места для публики состояли из первого ряда стульев, 16-ти лож и двух рядов задних скамеек. Вход на велодром стоил 20 копеек. За эту цену можно было поупражняться на спортивных снарядах, посмотреть состязания. За свой поступок Агафуров был избран почетным членом «Екатеринбургского общества велосипедистов и любителей физического развития». Открытие велодрома послужило толчком для развития других видов спорта в Екатеринбурге — легкой атлетики, гимнастики, крокета, тенниса.
В 1913 году здесь прошли первые соревнования по футболу — первенство города, а также первый чемпионат Урала по футболу. В финале турнира встретились сборные команды Екатеринбурга и Перми,— екатеринбуржцы, тренируемые британским консулом, одержали победу со счетом 8:1. Футбол в Екатеринбурге начал набирать популярность и в 1916 году новости об уральских футболистах стали появляться в московской прессе — журнал «К спорту!» опубликовал заметку о матче сборных команд Екатеринбурга и Полевского завода.
В 1925 году Велодром был закрыт, на его месте началось проектирование Уральского областного стадиона имени В.И. Ленина. 22 июля 1928 года областной стадион, располагающий футбольным полем и беговыми дорожками, был торжественно открыт. Деревянные трибуны нового стадиона расположились с южной стороны поля и были рассчитаны на 5000 зрителей.
Летом 1932 года Уральский областной стадион стал главной ареной Урало-Кузбасской спартакиады — крупнейшего спортивного мероприятия, проведенного в Свердловске в годы первых пятилеток. В соревнованиях помимо спортсменов с Урала и Западной Сибири приняли участие представители Москвы, Ленинграда, Казахстана и Франции. В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 1 июня 1936 года «Об организации добровольных спортивных обществ» областной стадион был передан ДСО «Металлург Востока», и ему было присвоено одноименное название.
В начале 1950-х годов назрела необходимость строительства более вместительного стадиона — футбол в Свердловске в эти годы достиг наибольших успехов, во всесоюзных первенствах город представляли две команды: ОДО и «Авангард»; футбольный клуб ОДО в 1951 году завоевал звание чемпиона РСФСР, а в 1956 играл в высшей лиге СССР и занял 11 место, при этом игрок ОДО Василий Бузунов стал лучшим бомбардиром лиги. Официальной причиной сноса старых построек стало заключение пожарной службы — деревянные трибуны не соответствовали требованиям пожарной безопасности.
Проект нового стадиона был разработан авторским коллективом Свердловского отделения общесоюзного проектного института «Промстройпроект». В его состав входили руководитель архитектурной группы С.А. Васильев, архитекторы К.К. Никулин, Ю.А. Владимирский, конструкторы А.Ф. Коваленко, Б.Ф. Масленников. Строительство началось в 1953 году и завершилось 26 июня 1957 года. При строительстве стадиона (до 1956 года) были задействованы немецкие военнопленные, в том числе различные специалисты, инженеры, строители и архитекторы.
Большую спортивную арену стадиона образовывали две трибуны — западная и восточная, суммарной вместимостью 27 тысяч зрителей. Под западной трибуной расположились атлетический и гимнастическо-игровой залы, врачебные кабинеты, судейская комната, пресс-центр, гардеробные, холлы отдыха для спортсменов, буфеты. Под восточной трибуной — гостиница, кафе, радиоузел, инженерные службы. Помимо этого в составе спортивного комплекса были построены несколько тренировочных полей, малая арена для хоккея с шайбой, также оборудованная трибунами для зрителей, поле для хоккея на траве, теннисные корты, баскетбольная, волейбольная площадки. На этапе проектирования стадион еще назывался «Металлург Востока», однако в итоге спортивному комплексу было решено присвоить название «Центральный».
После ввода в строй Центральный стадион Свердловска входил в десятку лучших спортивных сооружений Советского Союза. В первые годы после своего открытия стадион стал одной из главных мировых арен в конькобежном спорте: в 1959 здесь был проведен чемпионат Мира по конькобежному спорту, а также чемпионаты СССР - 1958, 1962, 1964, 1966; в 1964—1973 годах здесь неоднократно проходили встречи сильнейших сборных команд мира по конькобежному спорту (СССР, Норвегии, Швеции, Финляндии). На стадионе прошли финалы I, II, III, IV зимних Спартакиад народов СССР, которые одновременно являлись чемпионатами СССР. В зимнее время стадион был домашней ареной легендарного хоккейного клуба СКА-Свердловск.
По итогам 1968 года футбольный клуб «Уралмаш» завоевал право участвовать в высшей лиге СССР, и в 1969 году Центральному стадиону Свердловска довелось принимать сильнейшие команды страны. На первый домашний матч сезона, проведенный «уралмашевцами» 23 апреля 1969 против бакинского «Нефтчи», по неофициальным данным пришло около 34 тысяч болельщиков, игра завершилась победой свердловского клуба со счетом 3:2. В официальных протоколах матчей была зафиксирована посещаемость в 27000 зрителей — максимальная вместимость стадиона «Центральный».
К 2004 году стадион находился в муниципальной собственности. Для осуществления реконструкции спортивного объекта было решено создать акционерное общество с привлечением частного бизнеса — 29 декабря 2004 года мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий и председатель совета директоров ЗАО «Группа Синара» Дмитрий Пумпянский подписали соглашение. Началась разработка программы по масштабной реконструкции спорткомплекса.
Проект, в котором было предусмотрено сохранение исторических стен, разрабатывала финская компания «Ханса Строй», он был представлен в октябре 2006 года. Реконструкцию начала черногорская компания «Неймар Инжиниринг» в 2007 году. В феврале 2010 года заказчик расторг договор с «Неймар Инжиниринг», предъявив обвинения в некачественно выполненных работах. Новым генеральным подрядчиком стала екатеринбургская фирма ООО «Астра Строй», переделывать проект поручили проектно-строительной компании «Доминанта». Реконструкция была полностью завершена к началу августа 2011 года. Вместимость — 27 000 человек. Ядро большой спортивной арены объединяло футбольное поле с естественным газоном размером 105?68 метров и легкоатлетический комплекс, состоящий из 8 беговых дорожек, площадок для прыжков в длину, тройных прыжков и толкания ядра. Арена имела натуральное покрытие с подогревом, искусственным орошением, что позволяло начинать футбольный сезон в установленные сроки. На стадионе были предусмотрены три типа зрительских мест, включая специальные места для людей с ограниченными возможностями и секторы для болельщиков. На восточной и западной трибунах 30 % зрительских мест располагались под навесом. Кроме того, оборудованы 8 кабин для спортивных комментаторов радио и телевидения, пресс-центр, помещения для журналистов, освещающих ход спортивных мероприятий. Над южной трибуной смонтировано поворотное мультимедийное табло площадью 88 м? и углом поворота 365°. Освещение спортивного поля в вечернее время обеспечивали четыре 45-метровые осветительные мачты.
При реставрации фасада стадиона гипсовые скульптуры были заменены на металлические, все они были изготовлены одним мастером-жестянщиком — Галиной Куклиной. При этом там не оказалось привычной всем соцреалистической статуи девушки с веслом — по конструктивному расположению руки сохранившейся гипсовой статуи девушки решили, что в руке у нее был факел, а не весло.
Разработана современная система доступа на стадион, в состав которой входили немецкие полноростовые турникеты Kaba Kentaur FTS-L01, а также система эвакуации, отвечающая международным требованиям. На стадионе были установлены системы видеонаблюдения, телекоммуникаций, видеосопровождения и звуковоспроизведения.
На прилегающей к большой спортивной арене территории находились парковка и плоскостные спортивные сооружения: футбольное поле с искусственным покрытием, четыре теннисных корта с грунтовым покрытием. В помещении трибуны C на третьем этаже — зал для настольного тенниса с 8-ю игровыми столами. На 1 этаже трибуны C — музей истории спорта. Также на территории стадиона — парковка для зрителей и отдельная парковка для автобусов участников соревнований и передвижных телевизионных станций. Общее количество парковочных мест — 1330.
После открытия Центральный стадион вновь стал основной домашней ареной футбольного клуба «Урал». Последующие домашние матчи «Урала» в первенстве ФНЛ не отличались такой же высокой посещаемостью, на них в среднем приходило по 4—8 тысяч зрителей, лишь матч против владикавказской «Алании» смог собрать 12 000 болельщиков.
С 7 октября 2015 по 29 декабря 2017года проведена новая реконструкция, в ходе которой стадион приведен к соответствию требованиям FIFA для чемпионатов мира.
На время проведения чемпионата мира вместимость стадиона составляла 35000 мест, включая места на сборно-разборных трибунах. После чемпионата их демонтировали и вместимость стадиона составляет около 25000 зрителей.
Стадион имеет статус объекта культурного наследия и включен в список памятников культуры регионального значения.
До «Екатеринбург-арены» можно доехать следующими видами транспорта:
Автобусами - муниципальные: 21, 24, 25, 28, 61 — остановки «Центральный стадион», «Институт связи», 43, 85, 95 — остановка «Улица Токарей»,
- коммерческие: 2, 27, 48, 64, 04, 012, 019, 043, 045, 052, 070 — остановки «Центральный стадион», «Институт связи», 011 — остановки «Улица Мельникова», «Вечный огонь»
Троллейбусами: 3, 7 — остановки «Центральный стадион», «Институт связи»
Трамваями: 2, 18 — остановки «Улица Мельникова», «Вечный огонь».
Метро: ближайшая станция метро — «площадь 1905 года» находится в полутора километрах от стадиона. К чемпионату мира планировалось построить пусковой участок второй линии метрополитена, две станции которой — «Татищевская» и «Площадь Коммунаров» находились бы вблизи стадиона, однако впоследствии федерация отказалась финансировать строительство метро в Екатеринбурге и в настоящее время никаких работ по сооружению второй ветки не ведется.
Адрес: г. Екатеринбург, улица Репина, 5