Верхотурский мужской монастырь - с отпечатком неспокойного времени
С высоты Троицкой колокольни Верхотурского кремля, как на ладони, — вторая часть города с Николаевским мужским монастырем. Угловая башня его стен глубоко входит в развилку Калачика и миниатюрной речушки Свияги, струйкой пробирающейся по дну глубокого крутого оврага.
Николаевский монастырь лишь на четыре года моложе Ямской слободы. Начало монастырю положил пришедший с «выкликанцами» чернец Иона Пошехонец. Воеводы поначалу отказали Ионе в лесе для постройки: очевидно, не хотелось иметь в посаде монастырь с его постоянными претензиями на льготы. Но после специальной грамоты Годунова в 1604 году лес был выделен и монастырь построен.
Неспокойное время наложило отпечаток на облик монастыря: полностью законченный в 1625 году, уже при Михаиле Федоровиче, он являл собой настоящую крепость со стенами и башнями. В центре его территории, как и положено, стояла церковь — Никольская. Именно на эту церковь была ориентирована главная улица, по которой проходил Сибирский тракт, а также другая, перпендикулярная тракту улица. Богатеть монастырь начал в Петровскую эпоху, когда 12 сентября 1704 года приобрел мощи Симеона Верхотурского.
В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, но мощи праведного Симеона остались невредимы. Накопленные средства позволили полностью перестроить монастырь в камне.
План территории стал близок к квадрату, композиционным центром стала колокольня второго храма — Преображенского, построенного в 1834 году по плану, скопированному из альбома известного столичного архитектора К. Тона. В монастыре появилась кладбищенская церковь, а главную ось ансамбля закрепил надвратный Симеоно-Анненский храм (в городе эта ось завершалась Троицким собором). В 1909 году был закончен третий храм — громадный Крестовоздвиженский собор, построенный подрядчиком, нижегородским крестьянином Андреем Балашовым под наблюдением екатеринбургского архитектора Александра Тургевича.
Храм вмещал десять тысяч человек — всего на четыре тысячи меньше, чем Исакиевский. За образец был взят храм Христа Спасителя в Москве. В то время официальная Россия готовилась с необыкновенной помпой отметить трехсотлетие дома Романовых, пытаясь таким образом спасти уже агонизирующее самодержавие. По всей стране возникали громадные пышные сооружения во славу выдвинутой триады «бог, царь и отечество». В советское время полуразрушенный неумелым использованием, оставшись в одиночестве за монастырскими стенами (остальные церкви были разобраны), Крестовоздвиженский храм смотрелся пришельцем из другого мира.
Очень интересна прогулка вдоль стен монастыря. Наиболее выразительны его южная стена со святыми воротами и западная — по бровке поймы Калачика. Стены строились в середине XVIII века, то есть почти через двадцать лет после освящения Николаевской церкви. Из монастыря вело трое ворот — северные, восточные и южные, святые. Четыре угла были закреплены четырьмя башнями. Башни небольшие, скорее дозорные, чем боевые, в них нет силы и мощи. Очевидно, сказалось соседство кремля, которому отводилась главная роль в обороне. Святые ворота, построенные в 1752 году «в византийском духе», через сто лет получили надвратную церковь — Симеоно-Анненскую. Не очень складное сооружение, но зато нарядное. За прошедший век культурный слой уменьшил высоту ворот более чем на метр и общие пропорции изменились в худшую сторону.
Красоту западной стороне монастыря придают не столько стены с башнями, сколько окружающий ландшафт — зеркало превращенного в пруд Калачика, зеленый склон его берега, местами обрывистый, и пихты, пушистые, темноствольные, небольшими группами расположившиеся вдоль стен. Нетронутая рябью вода так точно повторяет прибрежный пейзаж, что даже теряется чувство реальности. Необычность картины усиливает дом-терем под стенами монастыря между башней и группой темно-зеленых пихт.
Это «Дом для приема знатных гостей», построенный по заказу Григория Распутина. В соответствии со вкусами своего времени дом воспроизводит мотивы древнерусского зодчества: составлен из четырех хоромин, каждая под скатной крышей, с небольшим шатром над домовой молельней. На высокой каменном подклете, с поднятой над землей верандой, с двумя крыльцами, одно из которых со «всходом» прямо на второй этаж, с нарядной светелкой, дом очень живописен. Нарочитость его форм не бросается в глаза и даже оправдывается сложностью рельефа и характером окружения. Дом рублен из красивого красного-коричневого кедрача. В нем до 2008 года располагалась экспозиция Верхотурского историко-архитектурного музея-заповедника. Здание стояло под охранно-пожарной сигнализацией в ожидании ремонтно-реставрационных работ. Дом сильно пострадал при пожаре, произошедшем вечером 11 ноября 2010 года.
При монастыре до революции 1917 года действовала двухклассная школа и богадельня. В 1924 году монастырь был закрыт, его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 году и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 году были опечатаны мощи святого Симеона Верхотурского. В 1929 году. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи святого праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены Церкви в 1989 г., а в монастырь были торжественно перенесены после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 года.
В 1990 году монастырь возвращен Русской православной церкви, началось восстановление его построек. Главная церковь монастыря — Николаевская — не пережила эти времена, но в монастыре сохранились еще три действующие церкви, а также монастырская ограда с башнями.
Координаты: 58°51'48"N 60°48'36"E