Топ-100

Троицкий собор - особенности архитектуры.

Опубликовал: harlov, 9-10-2018, 17:46, Путешествие в историю, 2 143, 0

Троицкий собор (23 июня 2018 г.)

Сколько ни броди по городу Верхотурье, а ощущение власти Троицкого собора над пространством не пропадает. В самых дальних переулках хоть на миг, да мелькнет шатер его колокольни над пучком глав. Вблизи собор кажется еще больше, но не подавляет, а приглашает побыть с ним. Многое удивляет и восхищает в нем. Уже сам выбор композиции храма заставляет задуматься.


Ведь здание закончено в 1704 году (в последующие шесть лет производились лишь незначительные завершающие работы), то есть тогда, когда в Москве еще продолжали строиться центрические «нарышкинские» церкви. Кроме того, центричность формы (кубический объем с пятиглавием) в то время была традиционно обязательной для всех соборных церквей. А в Верхотурье для собора выбирается схема, типичная лишь для простых посадских церквей середины XVII века: сочлененные по продольной оси колокольня, трапезная, собственно храм с апсидой. Главный вход в храмы этого типа устраивался через колокольни. Эти церкви иногда называют «трапезными», а также «кораблями».


Почему же главная церковь такого значительного в то время города, как Верхотурье, не построена центрической? Да, очевидно, потому, что одиночная центрическая постройка не смогла бы «удержать» громадное пространство вокруг «Троицкого камня». Трапезные церкви с колокольнями обладают в этом смысле гораздо большими возможностями, и строители собора, безусловно, понимали это. Более того, вполне возможно, что именно ландшафтные условия заставили их усложнить композицию объемов, водрузив на традиционный для этой схемы четверик совершенно «нарышкинский» восьмерик, завершенный сомкнутый сводом с центральной главой. Получилось оригинальное решение: типичный для Москвы конца XVII века центрический ярусный объем, обогащенный трапезной и колокольней.

Но центрические «нарышкинские» церкви, как правило, одноглавы, а если и применялось пятиглавие, то оно устанавливалось на четверик. Верхотурский же собор являет собой один из ранних примеров устройства пятиглавия на восьмерике. Причем главы установлены не по диагональным осям нижнего четверика, а по странам света.


Такое расположение типично было для украинской архитектуры, которая в XVII веке использовала формы западноевропейского барокко. Во второй половине XVII века расстановка глав «по кресту» встречалась уже и в Центральной России — например, в соборе московского Донского монастыря (1684—1689), церкви так называемой строгановской школы в Нижнем Новгороде (конец XVII века). Использовав этот редкий в России прием, строители верхотурского собора продемонстрировали безупречное чувство формы: ведь постановка глав на восьмигранный купол потребовала устройства своеобразных «подставок» в виде тумб, напоминающих светелки. Эти «светелки», будучи поставлены с главами традиционным образом, то есть по диагональным осям четверика, отгораживали бы центральную главу от колокольни, создавали бы «замкнутое», самостоятельное пятиглавие, не связанное с вертикалью колокольни. А постановка по странам света подчеркнула общую с колокольней продольную ось, при этом поперечные главы «распахнулись» навстречу колокольне, как распростертые для объятий руки. Постановка глав на «светелки» встречается в некоторых строгановских постройках, но там все-таки пятиглавие завершает четверик.

Удивительно изящна, даже прихотливо изящна колокольня. Это не просто столп с шатром, это сложное многоярусное сооружение, рожденное по каким-то уже неведомым нам законам коллективного творчества каменщиков. Мы сейчас можем говорить лишь о результатах этого творчества и строить догадки о мотивах, побудивших к жизни ту или иную форму. Действительно, как можно логически объяснить такую сложность объемного построения: на высокий двухъярусный четверик поставлен тоже высокий и тоже двухъярусный восьмерик, на который через специальный переходной глухой ярус (упругий, как подушка эхина под абакой дорической капители) опирается восьмигранный барабан шатра, увенчанный главкой с крестом? Объяснить нельзя, но зато можно почувствовать, насколько богата и гармонична эта «пара» — стройная изящная колокольня и нарядный, но сдержанно-спокойный объем собственно храма.


Троицкий собор принадлежит к памятникам строгановской школы. Он построен артелью каменщиков из главного в то время центра уральских владений Строгановых — города Усолья. Исследователь Верхотурья П. Тельтевский отмечает сходство архитектурный форм и деталей Троицкого собора с декором несколько более поздних построек — строгановской резиденции в Усолье, церкви в Красной Селе близ Соликамска и даже Мироносицкой церкви Великого Устюга. Новые архитектурные формы, если они нравились, быстро распространялись по Руси. Верхотурский шедевр оказался одним из родников, питавших ширящийся поток общерусской культуры.

Декор фасадов собора организован по законам «нарышкинского» барокко: на углах объемов — полуколонки, гладкие стены украшены только подкарнизными декоративными поясками и фигурными наличниками вокруг окон. Это очень мудрое распределение декора. Оно не разрушает, а подчеркивает форму объемов и одновременно выявляет полнее красоту каждого декоративного элемента. По чистоте и последовательности воплощения в жизнь этого приема верхотурский Троицкий собор, может быть, даже превосходит лучшую «нарышкинскую» церковь Покрова в Филях, но по богатству декоративных форм, конечно, ей уступает. Это и понятно.


Во-первых, влияла Петровская эпоха, деловитая, сдержанная, а во-вторых, далекий суровый Урал — это совсем не то, что Подмосковье. Но дело, конечно, не в количестве и богатстве декора, а в его самобытности и выразительности. Если декор органично вырастает из фольклора, архитектурной формы, техники исполнения, можно говорить о состоявшемся произведении искусства.

Архитектурный декор Троицкого собора пленяет неожиданной гармонией наивно трактованных ордерных форм и древнерусских, почти языческих. Украшенные лепными «листьями» восьмигранные окна напоминают широколистые подсолнечники или древние изображения Ярилы-солнца. Капители трехчетвертных колонн созданы по мотивам коринфских, а в наличниках окон уменьшенные до миниатюр «римские» колонны полного ордера (на постаментах) венчаются волютообразным убором явно растительного происхождения. Такие же, но более крупные волюты образуют сандрик западного портала, очень похожий на сандрик Иоанно-Богословской церкви-мавзолея (1704) в селе Макаровка близ Саранска.

Декоративные пояса, как воплощенная в камне объемно-пропильная домовая резьба, «накрываются» сверху профилированными карнизами. Балясины, фронтончики, сухарики — все эти понравившиеся строителям детали применяются свободно, как настоящие украшения. Все детали выполнены сочно, объемно, очевидно, с расчетом на светотень, а скорее всего — от полноты мироощущения. Время и солнце придали стенам теплый охристый оттенок, и на этом фоне уютно светятся желто-зеленые («муравленые») поливные изразцы. Ими выложена славянская вязь надписей над карнизами храма, трапезной и колокольни, они же — на барабанах глав и на фасадах «светелок».


Фигурными наличниками изразцы обрамляют восьмигранные окна, чем еще больше подчеркивается их сходство с шапками подсолнечника. Муравленые изразцы здесь очень уместны, но почему строители собора ограничились применением только этих изразцов (появившихся в России еще в 1620-е годы). Ведь с 1650-х годов белорусскими мастерами стали распространяться и полихромные изразцы — глазурованные коричневые и поливные бирюзовые, голубые, желтые, белые. Не проявилось ли в этом ограничении то композиционное чутье русских зодчих, которое так афористично было выражено знаменитой фразой: «Рубить высотою как мера и красота скажет»? Ведь значимость Троицкого собора требовала безусловного преобладания торжественности, сдержанности над многокрасочной нарядностью. Так же торжественно и целостно решен интерьер - устремленное вверх, единое бесстолпное пространство.

В 1959 году храм получил статус памятника архитектуры мирового значения ЮНЕСКО. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года включен в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. Богослужения возобновлены в 1998 г. Собору указом Правящего Архиерея придан статус Архиерейского подворья. При желании можно подняться на колокольню (Оплата и ключ в соборе).

Источник: С.П. Заварихин «Ворота в Сибирь», Москва, «Искусство» 1981 г.

Адрес: Свердловская область, Верхотурье, Советская улица, д. 6. Координаты: 58°51'38"N 60°48'32"E

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.