Паровоз Еа - русский декапод американского производства
Е (с прозвищем — Русский Декапод, Ефим, Елена) — серия грузовых паровозов, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным русскими инженерами. С 1917 года паровозы поставлялись как военная помощь, а с 1943 года — по ленд-лизу.
Летом 1943 года американским заводам ALCO и Baldwin был выдан заказ на производство паровозов типа 1-5-0 по предоставленным советскими конструкторами чертежам.
В 1944 году заводы выпустили первые паровозы серии Е, которым присвоили индекс а (американские), в результате чего обозначение серии стало Еа. Нумерация паровозов завода ALCO начиналась с № 2001, а завода Baldwin — с № 2201. В сентябре того же года первый Еа завода Baldwin (Еа?2201) был отправлен на экспериментальное кольцо ВНИИЖТа, где до октября проходил испытания. В ходе них выяснилось, что при форсировке котла 70 кг/м?•ч и отсечке 0,6 на скорости 31,5 км/ч сила тяги паровоза могла достигать 16 400 кгс. Такие параметры соответствовали мощности в 1920—1950 л. с., что было на 20—25 % выше, чем у паровоза Ел (1400 л. с.). Такого повышения результатов удалось достичь благодаря улучшенному котлу и применению механического углеподатчика. Температура перегретого пара составляла 300—340 °C, максимально достигнутое значение — 370 °C.
Всего американские заводы поставили в Советский Союз с 1944 по 1947 год не менее 2047 паровозов серий Е.
Паровозы, построенные в 1940-е (Еа, Ем, Емв), вначале работали на Амурской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской, Западной, Карагандинской, Московско-Донбасской, Московско-Киевской, Приморской, Свердловской, Сталинской и Южно-Уральской железных дорогах. Благодаря им, большое количество паровозов СО и Э было освобождено от поездной работы и смогли эксплуатироваться в составе спецформирований Народного комиссариата путей сообщения — паровозных колоннах особого резерва НКПС.
Один из сохранившихся паровозов Еа под номером 2441 находится в Тольятти, он создан в 1944 году American Locomotive Company на заводе в Baldwin.
Технические характеристики:
Адрес: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 137, Технический музей имени К.Г. Сахарова. Координаты: 53°33'5"N 49°15'31"E
Под номером Еа-2408 в музей «Боевая слава Урала» отправлен паровоз Еа-2780. Настоящий Еа-2408 отставлен под номером Еа-2780. Завод-изготовитель: American Locomotive Company (Скенектади), построен в 1944 году.