"Серго Орджоникидзе" - магистральный товарный паровоз

Опубликовал: dokaspez, 26-09-2018, 18:02, Техника и вооружение , 54, 0

Паровоз СО – Серго Орджоникидзе, разработал коллектив конструкторов Харьковского паровозостроительного завода под руководством П.М. Шаройко. К 7 ноября 1934 года завод построил первый советский паровоз типа 1-5-0, которому была присвоена серия СО.

Паровозы серий СО и СОв строили Брянский, Харьковский и Ворошиловградский заводы до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году начал выпускать паровозы Улан-Удэнский завод; первым локомотивом, построенным этим заводом 30 апреля 1938 года, был паровоз СО 17-1501.

В октябре 1941 году на станцию Злобино под Красноярском было перебазировано оборудование Брянского машиностроительного завода «Красный профинтерн». Первоначально на новом месте предполагалось начать постройку паровозов типа 0-5-0 серии Э, но затем, с учетом прежней специализации завода и наличия ранее изготовленных деталей, было разрешено заводу строить паровозы серии СО с конусной тягой. Первый паровоз СО 17-1600 красноярский завод выпустил в мае 1943 года, паровоз был отправлен в депо Москва-Сортировочная Московско-Рязанской железной дороги.

В 1943 году Улан-Удэнский завод для уменьшения количества деталей и улучшения конструкции отдельных узлов перепроектировал паровоз серии СО. Продольные клепаные швы цилиндрической части котла были заменены сварными, давление пара было повышено с 14 до 15 кгс/см2, претерпели изменение элементы парораспределительного механизма с целью увеличения хода золотников и повышения экономичности паровых машин. Все изменения были сделаны на паровозе СОу 17-1551 (СО Улан-Удэнский), который Улан-Удэнский завод выпустил в ноябре 1943 года. По сравнению с другими паровозами серии СО сам этот локомотив был легче на 1,3 тонны, а его тендер — на 7,7 тонн. Паровоз СОу 17-1551 работал на Московско-Рязанской, а затем на Кировской железных дорогах.

В 1952 году паровоз СО 18-1731 был оборудован устройством для сжигания угольной пыли, приготавливаемой на углеразмолочной станции. Особенностью этого устройства являлись: пневматическая транспортировка пыли из бункера, расположенного на тендере, использование дымососной тяги для подачи в топку хорошо перемешанной смеси пыли и воздуха посредством турбулентных горелок и создание завихренного факела развернутой воронкообразной формы. В 1953 году на опытном паровозе была сделана трехкамерная топка, значительно улучшившая процесс горения пыли.

В конце 1940-х и начале 1950-х годов XX века на паровозах серии СОв вентиляторную тягу заменили конусной. Если такие паровозы оборудовались механическими углеподатчиками, им присваивалось обозначение серии СОм, если нефтяным отоплением — СОн.

Относительно небольшое количество паровозов серий СО и СОв, построенных в период с 1934 по 1944 годы, обусловило малое распространение этих локомотивов на сети железных дорог. По состоянию на 1 января 1940 года паровозы серии СО работали всего на 11 железных дорогах.

Во время Великой Отечественной войны часть паровозов серии СО работала в колоннах особого резерва НКПС и обслуживала прифронтовые железные дороги. Паровозы СО 17-12 и СО 17-1613 водили поезда до Берлина. В память о подвигах железнодорожников, работавших в суровые военные годы на этих паровозах, последние были поставлены на пьедесталы: CO 17-12 в 1975 году на станции Тихорецкая, а СО 17-1613 в 1974 году — в Днепропетровске на станции Нижнеднепровск-Узел.

В память о начале паровозостроения в Улан-Удэ и Красноярске первые паровозы, изготовленные в этих городах, — соответственно СО 17-1501 и СО 17-1600 — установлены в них на вечную стоянку. Также паровоз-памятник СО17-2874 стоит в Кандалакше, а СО17-2873 — в локомотивном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. В 1995 году «В честь трудовых подвигов вологодских железнодорожников в 1941—1945 годах» в Вологде был установлен на вечную стоянку паровоз СО 18-3100, считается, что на нем работал Герой Социалистического Труда В.И. Болонин, именем которого названа соседняя улица. В 2017 году паровоз-памятник СО17-2286 был установлен на территории Музея железных дорог России в городе Санкт-Петербурге.


В рабочем состоянии сохранились паровозы СО18-2018 1941 года постройки и СО17-2359 1948 года постройки, приписанные к локомотивному депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Еще один паровоз СО 17-4371 в рабочем состоянии находится в Киеве на станции Киев-Товарный.

Один из сохранившихся паровозов Серго Орджоникидзе с номером CO17 - 1765 стоит в Тольятти на импровизированном вокзале.

Технические характеристики:


Где посмотреть: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 137, Технический музей имени К.Г. Сахарова. Координаты: 53°33'5"N 49°15'30"E

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2018 (41)
Сентябрь 2018 (99)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.