Топ-100

Кинотеатр "Искра" - бывший "ГеТе" купца Геннадия Терентьева

Опубликовал: kamazgera, 16-09-2018, 20:09, Путешествие в историю, 1 835, 0

Появление первого кинотеатра в Арзамасе связано с именем местного купца Геннадия Терентьева. После Февральской революции 1917 года городская управа выдала ему разрешение построить здание для показа фильмов на углу улицы Сальниковой и Новоплотинной. Купец решил действовать с размахом. Он заказал проект двухэтажного культурного центра. Автором проекта стал учитель Арзамасского реального училища Н.В. Роговицкий.

Однако политическая нестабильность и разруха не позволили осуществить проект полностью. Выстроили только первый этаж; здание получилось одноэтажным, с угловым размещением главного входа, отмеченного полуротондой. Театр кино купец Г.Н. Терентьев назвал «ГеТе», по первым буквам своего имени и фамилии. Демонстрация фильмов началась в новом кинотеатре весной 1918 года. Для работы киноустановки у хозяина имелся свой электродвигатель.

Но просуществовал этот киносалон недолго. Советская власть объявила национализацию. В сентябре 1918 года частные кинотеатры решением уездного исполкома были переданы в ведение уездного отдела народного образования, и благополучно закрылись. В условиях гражданской войны властям было не до искусства.

В начале 1920-х годов в стране Советов началась эпоха НЭПа. Столкнувшись с реалиями экономической жизни, советское правительство пересмотрело свое отношение к национализированной собственности. Мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам, как правило, на правах аренды. Так в Арзамасе вновь открылись кинотеатры «Мираж» Рейста и «ГеТе» Терентьева. Но ненадолго. Кинематограф Рейста вскоре прекратил свое существование, а театр кино «ГеТе» государство снова забрало себе. В 1927 году его переименовали в «Искру».

Так закончился первый этап знакомства арзамассцев с новым, стремительно набирающим популярность видом искусства – кино. Этим знакомством они были обязаны частной инициативе городских предпринимателей и, прежде всего, Геннадию Терентьеву. Помимо строительства первого в Арзамасе настоящего кинотеатра он сделал немало хорошего. Еще в начале 1910-х годов Г. Терентьев был одним из главных популяризаторов спорта и в 1911 году собрал первую в городе футбольную команду. В 1924 году, скопив капитал, Г. Терентьев открыл на ул. Карла Маркса парк культуры, где построил летний театр. Но преодолев разруху, советская власть вновь взялась за частную собственность. Геннадий Терентьев уехал из Арзамаса (по некоторым данным в Крым, в Симферополь) и больше не возвращался в родной город.

В конце 1920-х годов в СССР началось практическое утверждение основ социалистического строя. И в этом процессе кино должно было стать важнейшим инструментом идеологического воспитания масс. На тот момент именно кинематограф стал главным средством воздействия на умы людей, с целью воспитания социалистического самосознания, социалистической морали советских людей. В 1930 г. в Арзамасе работает кинотеатр «Искра». В районе действует 5 кинопередвижек. В среднем за месяц они проводят в 41 селе 92 киносеанса.

Наступала эра звукового кино. В Америке первая звуковая картина вышла в 1927 году. В СССР в 1931 году была снята картина «Путевка в жизнь». Нового веяния цивилизации провинциальный Арзамас ждал недолго. Постановлением Горьковского крайсполкома от 20 января 1935 г. в районных центрах организуются звуковые кинотеатры.

20 февраля 1935 г. произошло знаковое событие в культурной жизни города. Арзамасские зрители впервые посмотрели звуковой фильм. Это была картина братьев Васильевых «Чапаев».

Впервые массовый советский зритель смог увидеть этот фильм 7 ноября 1934 г., то есть за три с небольшим месяца до арзамасского показа. Это была культовая картина, которую пересматривали по нескольку раз и надеялись что в этот-то раз Чапай непременно переплывет Урал и не достанет его белогвардейская пуля.

В Арзамас в первый раз «Чапаева» привезли на 8 дней. В «Искре» за это время состоялось 17 сеансов. Их посетили 7895 человек. Билеты стоили от рубля до полутора (как буханка ржаного хлеба), но достать их было непросто. Государство было не менее заинтересовано в том, чтобы как можно больше народа посмотрело такие фильмы. И поэтому «Чапаева», «Щорса», «Мы из Кронштадта», «Веселых ребят», «Волгу-Волгу» привозили снова и снова. Популярность этих фильмов в предвоенные годы была огромной.

Копии очень быстро изнашивались, да и аппаратура оставляла желать лучшего, отчего зрители имели крайне некачественный звук и картинку. Кроме того, пленка часто рвалась, а то и дизель-генератор, питавший кинотеатр, не справлялся с нагрузкой. Но все это с лихвой окупалось народной любовью к первым советским фильмам и киногероям.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. Советский кинематограф помогал людям верить в победу, укреплял их дух и стойкость. Перед сеансами в кинотеатре «Искра» демонстрировалась военная кинохроника, «Боевые киносборники», а затем начинались «Два бойца», «Зоя», «Фронт». С особым волнением смотрели горожане документальные картины, которые были сняты по горячим следам прошедших сражений против немецко-фашистских захватчиков. Одним из таких фильмов была картина «Разгром немецких войск под Москвой».

Долгие десятилетия кинотеатр «Искра» оставался единственным центром киноиндустрии города. Но здесь не только показывали новые картины. Это был один из центров культурной и просветительской работы. В послевоенные годы перед киносеансами в фойе играл духовой оркестр Арзамасского училища связи. Работники кинотеатра проводили кинолектории для всех желающих. Сюда приходила молодежь, семейные пары и конечно арзамасские девчонки и мальчишки. По воспоминаниям представителей старшего поколения горожан посещение кинотеатра было доступно практически всем, входные билеты стоили от 20 до 50 копеек. Для всех «Искра» была окном в большой мир. И вплоть до начала 1970-х годов руководила этим культурным центров Софья Васильевна Ганорская.

В 1954 г. Арзамас получил статус областного центра. И хотя вскоре Арзамасская область была упразднена, импульс развитию городской инфраструктуры был уже дан. Изменения коснулись и культурной жизни. В главном кинотеатре Арзамаса начинают демонстрироваться цветные художественные фильмы. Не были забыты и сельские жители. В декабре 1957 г. на ул. Матросова было сдано в эксплуатацию здание отделения кинопроката. Арзамасский кинопрокат стал филиалом Горьковского областного кинопроката и обеспечивал фильмами все южные районы области. Задачами работников кинопроката было получение новых фильмов, их отсмотр для отбора и составления анонса и проверка получаемых копий на качество. В месяц получали 5-6 новых фильмов. Особенно кассовые фильмы демонстрировались по несколько дней и неизменно собирали аншлаг. Так в 1959 г. было с фильмом «Судьба человека» и с двухсерийной экранизацией «Войны и мира».

1960-1980-е годы прошлого столетия стали «золотым веком» Арзамаса советской эпохи. Входили в строй новые производственные мощности, развивалась система образования, росла численность населения, на северной окраине появлялись новые улицы и микрорайоны. Развивалась и городская киноиндустрия. В 1960 году в кинотеатре «Искра» впервые показали широкоэкранный фильм. Фильм назывался «Юхан». В 1962 г. количество зрителей в «Искре» превысило миллион. В следующем году на 8 тысячах киносеансах побывали уже 1,5 миллиона зрителей. Единственный в городе киноцентр перестал удовлетворять потребности населения.

В 1964 г. на линии нового городского проспекта был заложен фундамент второго городского кинотеатра. Строительство вел коллектив СМУ-1 треста № 7. Первый сеанс в кинотеатре «Заря» прошел 18 января 1966 года. Зал был рассчитан на 400 мест. Зрители посмотрели документальный фильм «Каменная колыбельная» об одном из предприятий строительной индустрии Эстонии, а затем художественный фильм «Листок из блокнота». На десятилетие «Заря» стала культурным центром верхней части города.

Начиная с хрущевской оттепели, советское кино переживало подъем. Люди знали своих кумиров в лицо. Массовым увлечением стало коллекционирование открыток с изображением актеров, а они с удовольствием устраивали творческие встречи со своей публикой. Одной из первых в наш город приехала звезда советского кино Людмила Касаткина. 20 июля 1968 г. народная артистка РСФСР, исполнительница роли советской разведчицы в фильме «Вызываем огонь на себя» встречалась со своими поклонниками в переполненном кинотеатре «Искра». Актриса театра Советской Армии рассказала о съемках фильма, о своей работе в кино и театре. Встреча сопровождалась показом фрагментов из фильмов «Душечка», «Укрощение строптивой», в которых она играла главные роли.

В 1978 г. Арзамас готовился встретить 400-летний юбилей. Одним из подарков горожанам должен был стать современный кинотеатр с широкоформатным экраном и зрительным залом на 750 мест. Его строительство началось на улице Кирова, которая активно перестраивалась, приобретая современный облик. В короткие сроки строительство было закончено, и 6 ноября 1977 года сеансом фильма «Солдаты свободы» коллектив киноцентра «Юбилейный» открыл свою почти 20-летнию историю.
Кинотеатр «Юбилейный» стал самым комфортабельным и технически оснащенным кинотеатром Арзамаса советской поры. Просторное фойе и декоративное оформление, буфет и барная стойка, самый большой кинозал выгодно отличали его от других городских мест показа кинофильмов.

Первыми высокими гостями нового городского культурного центра стали заслуженный артист РСФСР Лев Прыгунов и будущая звезда советского кино Николай Еременко. В июне 1978 г. в Арзамасе две недели шла премьера остросюжетного фильма «Трактир на Пятницкой», который и представляли столичные гости.

«Юбилейный» был лучшим и единственным широкоформатным кинотеатром Арзамаса, поэтому самые кассовые, шли, прежде всего, здесь. И важно было не ошибиться с выбором новинки экрана.

Горожане любили ходить в кинотеатр «Юбилейный». У касс, особенно в выходные дни, выстраивались длинные очереди за билетами. В буфете продавали мороженное и газировку. В фойе работали советские игровые автоматы. Ежедневно публике предлагались семь киносеансов. Первый начинался в 9.00, а последний в 21.00. Многие фильмы у арзамасских зрителей становились культовыми, что, впрочем, было характерно для всей зрительской аудитории страны.

В конце 1980-х гг. в Арзамасе появились первые видеосалоны. Первым был салон на улице Зеленой. Наступало время новых технологий кинопросмотра, да и широкоформатные советские кинотеатры отживали свой век.
К середине 1990-х гг. технический прогресс и новые носители информации вытеснили арзамасские кинотеатры из культурной жизни горожан. Первым закрылся кинотеатр «Заря». Какое-то время его помещения использовались местными предпринимателями, а затем здание и вовсе снесли.

Затем настала очередь «Юбилейного». В январе 1995 года кинотеатр был преобразован в ночной клуб «Юджин». Но зрительный зал еще сохранялся, и там крутили самые кассовые фильмы года. В 1998 г. голливудский «Титаник» в «Юбилейном» посмотрели около 6 тысяч человек. Билеты стоили 8 рублей (за буханку тогда давали 2 рубля). Фильм собрал в Арзамасе около 50 тысяч рублей.

В 2000 году лучший когда-то в городе кинотеатр посетили всего 18,4 тысяч зрителей. Вскоре «Юбилейный» окончательно закрылся.

Дольше всех продержался на плаву самый старый городской кинотеатр. В 1997 году средняя посещаемость в «Искре» составляла 7 человек на одном сеансе. Чтобы соответствовать вызовам времени, была проведена модернизация кинооборудования: установлена современная аппаратура, модернизированы проекторы, появился формат Dolby Surround. И зритель пришел в обновленный кинотеатр. В 2002 году первую часть «Властелина колец» посмотрели 5 тыс. зрителей. Еще 3 тысячи пришли на первую часть «Гарри Поттера».

В феврале 2004 года в «Искре» начинает работать цифровой зал. Культовый фильм сезона «Ночной дозор» в Арзамасе увидели 4183 зрителя. За неделю показа отечественный фильм собрал рекордную для города кассу – свыше 200 тыс. рублей. Всего за год в «Искре» демонстрировались 129 лент, из них 23 – российского производства; 2597 сеансов посетили 47,8 тысячи зрителей (в среднем 18,5 человека на сеанс). Но и последний арзамасский кинотеатр XX века вынужден был в 2015 году закрыть свои двери.

Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, улица Карла Маркса, 15

По материалам статьи Е.В. Колосунина, «Арзамас и кинематограф».

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.