Тюменская область и автономные округа - сложноуправляемый субъект РФ
Тюменская область – один из крупнейших регионов России, сложноустроенный субъект Российской Федерации. Формирование Тюменской области в ее современных границах и статусе сложноустроенного субъекта происходило на протяжении нескольких десятилетий. В 1930 году с учетом национального состава и доли коренного населения были созданы Остяко-Вогульский (с 1940 года Ханты-мансийский) и Ямало-ненецкий национальные округа.
При образовании в 1944 году Тюменской области в нее были включены округа, получившие по Конституции СССР 1977 года названия автономных. Сложившаяся система областного управления привела к конфликтам во взаимоотношениях между региональными элитами. Уже в конце 1980-х годов обнаружилось стремление автономных округов к большей степени самостоятельности и обретению статуса автономных республик.
Тюменский областной Совет народных депутатов, напротив, выступал за сохранение статус-кво.
31 марта 1992 года Тюменская область и входящие в ее состав округа раздельно подписали Федеративный договор. Этот документ на конституционном уровне закрепил новый государственно-правовой статус области и автономных округов, повысив его от административно-территориальной единицы до уровня равноправного субъекта Российской Федерации.
В 1993 году этот принцип был зафиксирован в 65-й статье Конституции России. Сохранить единство области и привлечь дополнительные финансовые средства на общеобластные цели позволила состоявшаяся 11 июня 1993 года ратификация Тюменским областным Советом трехстороннего соглашения о разграничении полномочий в сфере экономических отношений между областью и автономными округами.
В мае 1995 года Тюменская областная дума выступила с законодательной инициативой по проекту Федерального закона «Об основах отношений края, области и автономного округа, находящегося в их составе». Основной целью стало устранение пробелов в законодательном регулировании отношений с автономными округами, сохранение экономического и правового единства Тюменской области. Рассмотрение законопроекта затянулось, и Тюменская областная дума обратилась в Конституционный суд.
Состоявшееся судебное разбирательство и Постановление Конституционного суда от 14 июля 1997 года ситуацию не прояснили. Автономные округа должны были входить в состав области, но при этом сохраняли равноправие с ней. Суд пришел к выводу о необходимости единых, избираемых населением и области, и округов, административных институтов.
При этом для координации деятельности областных и окружных органов власти возможны следующие формы взаимодействия: для законодательных органов – Совет думы области и окружных дум, совместные заседания областной и окружных дум, а для исполнительных – Совет губернаторов области и автономных округов.
В начале 2000-х годов руководители округов активизировали переговоры с областным центром о перераспределении финансовых ресурсов и полномочий. После принятия в 2003 году дополнений к федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» переговорный процесс вошел в решающую стадию.
По закону часть полномочий передавались органам власти Тюменской области, другая – автономным округам. О распределении полномочий между субъектами должно было быть заключено отдельное соглашение.
В результате трудных переговоров в июле 2004 года был подписан компромиссный документ – договор о сотрудничестве и перераспределении полномочий между органами государственной власти Тюменской области и Ханты-мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Первоначально заключенное до 2010 года, это трехстороннее соглашение дважды пролонгировалось – в 2008 и 2013 годах.