Храм в Хотилове - великолепный памятник Саввы Чевакинского
Все путешествующие из Санкт-Петербурга в Москву видят этот храм, он появляется на холме прямо по оси шоссе, вливающегося в прямоугольную площадь села. Первый взгляд на храм уже говорит о незаурядном мастерстве его строителя, а изучение источников открывает авторство одного из известнейших архитекторов барокко - С.И. Чевакинского.
Церковь Михаила Архангела была построена в 1763-1767 годах на месте старого путевого дворца. Основная сумма на строительство храма была выделена императрицей Екатериной II. Восточная часть памятника построена по проекту Чевакинского С.И., колокольня и обращенный к дороге дорический портик, приставленный к старому фасаду, выполнены в отточенных и строгих формах петербургского ампира 1820-х годов и могут быть связаны с именем В.П. Стасова, много строившего для Новгородской губернии, в которую прежде входило Хотилово.
Трапезная, эклектический декор фасадов которой не очень умело имитирует фасадное убранство церкви, выстроена во второй половине XIX в.
Первоначальный храм имел невысокий центрический объем с тремя ризалитами незначительного выноса, размещенными по центру боковых и восточного фасадов. Боковые ризалиты более высокие и имеют два уровня окон. Повышенные кровли соответствующих этим ризалитам «рукавов» вносят в центрическую композицию заметную поперечную ось. Над центром здания возвышается восьмигранный барабан, прежде завершавшийся железным куполом.
Такая объемная композиция, сочетающая центричность с поперечной осью, своеобразным трансептом, восходит к петербургскому барокко второй четверти XVIII века: можно указать на сооруженную М.Г. Земцовым церковь Симеона и Анны (1731-1734). Но в хотиловской церкви центричность выражена гораздо ярче и явно «перебарывает» уже почти атрофированную поперечную ось. Подобную схему можно видеть в приписываемой Чевакинскому Владимирской церкви в имении Дылицы под Петербургом (1762-1766), но в этом усадебном храме «трансепт» играет еще очень значительную роль.
Декор фасадов церкви в Хотилове говорит о желании мастера оставить пышный стиль растреллиевского барокко эпохи императрицы Елизаветы Петровны и перейти к иной, более строгой манере. Это сказывается в ощутимой плоскостности всех форм, которые имеют незначительный рельеф и буквально распластываются по фасадам, лишь подчеркивая объемы.
Рустованные лопатки по краям фасадов и ризалитов, арочные и лежачие окна с рамочными наличниками, профилированные карнизы и сдвоенные пилястры на барабане - вот и весь набор декоративных мотивов. За этой плоскостностью и скупостью, кажется, стоит намерение барочного мастера воспроизвести или придумать на месте ранний классицизм. Но барочность у Чевакинского в крови и потому приметы старого стиля проступают во всех деталях: наличники снабжены «ушками», замковые камни выступают наклонно, а лежачие окна второго света изогнуты дугообразно и кажутся частью наличников первого света.
Савва Иванович Чевакинский родился в дворянской семье в с. Вешки Новоторжского уезда, Тверской губернии. Из построек Саввы Ивановича сегодня сохранились немногие. Самое знаменитое его творение - Никольский морской собор в Петербурге (1753—1762), справедливо считающийся одним из лучших храмов елизаветинского барокко; дворец Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом) (1750—1755) и дворец Шувалова на Итальянской (1753—55).
Адрес: Тверская область, Бологовский район, село Хотилово. Координаты:57.723441, 34.083295