Марьино ущелье в Ингальской долине
Марьино ущелье находится в Исетском районе Тюменской области, в 7 км к северо-западу от села Минино, в 4 км к юго-востоку от деревни Ботники. Общая площадь – 26,878 га.
Самую полную версию происхождения названия приводит исетский краевед Анатолий Лаврентьевич Емельянов. По его предположению, с Марьиным ущельем связана легенда о крестьянке села Красногорского Марье Степановне.
В годы гражданской войны она была партизанкой, членом Волостного ревкома, затем – Совета. Погибла Марья в 1921 году. Ее тело нашли в ущелье, позже названном Марьиным: «Сильно, видно, кому-то насолила она, раз на теле насчитали два десятка ран». По сообщению информатора А.Л. Емельянова, первоначально Марью похоронили на месте гибели, затем ее прах перенесли «в братскую могилу, что стоит посреди деревни, положили вместе с товарищами, погибшими в эти же зверские дни от рук мятежников».
По сведениям сотрудника Исетского краеведческого музея Ю.В. Лиханова, в списке похороненных в братской могиле села Красногорского женского имени нет. В связи с тем, что фамилия Марьи не установлена, невозможно точно сказать, значилась ли она среди членов Красногорского волостного Ревкома. В списке фамилии: Соловьев, Махалова, Бусыгин, Татаренко, Муравьев, Баясенова, Андреева, Филиппова, Зырянов (председатель волревкома), Четверкин.
По другой версии Марья - уроженка Красногорского «Марья, муж был командир. Пришли белые, она спряталась в ущелье с дочерью, и кто-то доказал из наших, из нашего селения. Они (белые) поехали, там на березу привязали (Марью), разорвали. Во как!».
Есть еще один вариант, Жила в Ботниках семейная пара – Марья и Григорий. Когда началась гражданская война, Гришка ушел воевать с белыми, жена – с красными. Когда белогвардейцы пришли в деревню, Марья спряталась от них в ущелье. Нашли ее там или нет, никто толком не знает, каждый свою концовку предлагает.
Судя по этим рассказам, скорее всего, легенда о Марье родилась в советское время: «положительный» персонаж Марья выступает за «красных» и принимает мученическую смерть от рук «белых», среди которых мог быть и ее муж-злодей. Легенда о Марье в свое время выполняла воспитательную функцию. Так, в 5 км к северу от Марьина ущелья, в бору располагался пионерский лагерь «Прометей», в котором летом отдыхали ребята. Они регулярно ходили в походы с ночевкой в Марьино ущелье, жгли костры и слушали легенду о Марье. Местные школьники проводили там маевки, их же руками посажены сосны.
Как следует из Положения о памятнике «Марьино ущелье», оно включает в себя следующие объекты и природные комплексы: «ландшафт, представляющий собой фрагмент древней террасы реки Исеть с перепадом высот более 60 м, крутыми (до 45°) склонами и глубокими балками; гидрологический объект (родник); древесную, кустарниковую и травянистую растительность, представленную степными и лесными формациями; редкие и исчезающие виды растений и животных, лекарственные растения; археологические объекты (3 курганных могильника и городище)» (Постановление Администрации Тюменской области от 04.04.2005 № 61-пк (ред. от 18.07.2008).
Марьино ущелье известно четырьмя археологическими памятниками, расположенными на высокой террасе реки Исети и представляющими собой курганные могильники Марьино Ущелье 1, 2, 3 и городище Марьино Ущелье 4.
Марьино ущелье – место, где растут и обитают растения и насекомые, включенные в Красную книгу Тюменской области. Как отмечает биолог П.С. Ситников, один из участников зоо-геоботанического научного исследования Марьина ущелья, «в пределах памятника природы было выявлено около 400 видов высших сосудистых растений, из них 26 редких видов флоры». Кроме того, «это было единственное место в Тюменской области, где официально зафиксированы все 4 сибирских вида венериных башмачков: вздутый, настоящий, крапчатый и крупноцветковый».
Марьино ущелье – любимое место отдыха жителей Исетского района. Те, кто приезжают сюда, обязательно делают на память фотографии, запечатлевая себя на фоне поймы реки Исети (видимо, особенно привлекает наших «равнинных» жителей перепад высот). Знают о Марьином ущелье и в других уголках региона. Марьино ущелье, кроме того, стало местом игры «геокэшинг». Здесь закладывают тайник, а на сайте выкладывают его координаты, описание, фотографию, маршрут.
В апреле 2005 года Марьино ущелье почти полностью выгорело из-за костра, разведенного «дикими» туристами. Пожар, хоть не такой сильный, как первый, повторился в 2008 году.
Однако в Марьино ущелье приезжают не только ради любования природными красотами, но и для того, чтобы завязать ленточку на дереве около родника, а также к самому роднику.
Родник просачивается из небольшой щели у самого основания террасы. Сейчас он представляет совсем маленький ручеек. Вода течет по почти плоскому руслу внизу балки, скорость ее невелика. На микровозвышенностях вода застаивается, есть тина. Чуть дальше от выхода воды на поверхность русло ручейка сужается примерно до 20–30 см, становится чуть глубже и далее идет в лес – заболоченный березняк.
В последние годы ключевая вода стала застаиваться, в то время как еще в 2005 году, по воспоминаниям тюменского археолога С.В. Берлин, вода была лучше. Это связано, по ее мнению, с понижением уровня грунтовых вод. В Марьином ущелье есть еще одни родник, но о нем знают только «местные». Он выходит из земли немного подальше от первого источника, возле него растут березы. Вода там такая же чистая, хорошая, как в этом, всем известном роднике.
Жители села Красногорского, кто помнит эти места, рассказывают, что раньше родник называли Веденеев колодец, по имени Веденея Санчука, который «охотничал» в этих местах. В Марьином ущелье даже стояла его избушка. По одной из версий, рассказанной О.С. Филипповой, именно в этой «охотничьей избе» жила Марья, по имени которой названо ущелье. К.И. Латышева видела эту избушку примерно в середине 1950-х годов. Вспоминает ее и А.Л. Емельянов в книге, посвященной истории села Красногорского и его окрестностей. Сейчас строения нет. Так как местность здесь довольно крутая, то раньше, для удобства, к колодцу с высокой террасы была сделана лестница. Лестницей охотно пользовались и те, кто из села Красногорского косил в этих местах траву для личного подсобного хозяйства. К.И. Латышева помнит, что в низине было много сырых груздей.
Сам Веденеев колодец был окружен плетнем. Вода в нем была чистая, хорошая. Когда косили траву, ее брали для питья. Огороженным колодец стоял много лет. Сейчас следов от плетня не осталось. Родник с одной из сторон обнесен плоскими, поросшими мхом и утоптанными в землю, камнями. Уже после пожара ими были облагорожены подступы к роднику Исетским лесхозом. Его глубина – примерно на одну ладонь (на более ранних фотографиях, выложенных в Интернете, ямка глубже). На выходе родника из земли, на песчаном островке стоит небольшая керамическая статуэтка петуха, покрытая разноцветной глазурью. Рядом с родником на нескольких деревьях повязаны ленты, тряпочки самых разных цветов и различного назначения. По информации С.В. Берлин, проводившей здесь археологические раскопки, в 2000 году «веревочек» на этом месте не было, в 2004 году они уже висели.
Здесь можно увидеть: платочки, капроновые нитки, шнурки от сотовых телефонов, тесьму, фантики, салфетки, бинты, веревки, различные шнурочки, георгиевские ленточки, лоскутки от марли, гигиенических салфеток, вафельных полотенец, косынок, носки, лейкопластырь, шапочку для закрывания волос, капроновые чулки и др. Все это привязано в основном к двум растущим рядом с родником невысоким раскидистым кустарникам черемухи.
Существует определенный ритуал пребывания на Марьином ущелье, помимо почти обязательного фотографирования. В принципе, даже тот, кто в первый раз посетит это место, может реконструировать его элементы: раз есть вода – нужно ее испить, раз есть ленты – нужно повязать свою.
На Марьино ущелье приезжают небольшими компаниями – семейным кругом или с друзьями. Здесь, в отличие от религиозного календаря и календарных праздников, важен не конкретный день, а теплое время года – поздняя весна, лето, ранняя осень.
При посещении Марьиного ущелья у родника загадывают желание, а после этого к веткам и стволам близлежащих деревьев и кустарников или просто на палочки, лежащие недалеко от него, привязывают ленточку или то, что может ее заменить. Сейчас, повязывая ленточку, загадывают желание. Интересно, что раньше ребята привязывали и пионерские галстуки. А.Л. Емельянов также отмечает, что «пионеры в знак уважения и памяти погибших когда-то повязывали красные галстуки на старых березах, возле которых, говорят, была убита Марья». Некоторые бросают в родник мелочь. Таким образом, «силой», исполняющей желания, обладает скорее не вода из родника, а привязывание ленточек.
Источник: Елена Ермакова «Марьино ущелье: мифы и реальность».
Координаты: 56°27'26"N 65°31'37"E