Верхняя Тура и ее интересные объекты

Опубликовал: murashka, 24-07-2018, 18:37, Путешествие в историю, 1 516, 0

Верхняя Тура стала городом в 1941 году. Сегодня рядом с городом с населением 9128 жителей (2017) расположена одна из самых глубоких в Евразии Уральская сверхглубокая скважина.

Как и большинство уральских городов, Верхняя Тура обязана своим появлением заводу. В этом месте завод возник благодаря открытию богатого месторождения железной руды на горе Благодать (Кушва). Свое название Верхнетуринский завод получил по местонахождению в верховьях реки Туры, и созвучен с названием города Верхотурье, которое расположен ниже по течению.

Верхнетуринский завод был основан в 1737 году. Он выпускал военную продукцию: пушки, пушечные ядра (от 3 до 14 дюймов), картечь, штыковое железо, различные боеприпасы, а также якоря и оснастку для флота. В силу специфики завод особенно активно работал в военное время. Завод входил в состав Гороблагодатского горного округа. Большую часть своей истории завод принадлежал государству (лишь ненадолго он переходил в собственность барону Шембергу и затем графу Шувалову).

После Октябрьской революции 1917 года завод стал выпускать и мирную продукцию, в частности тут производились запчасти для товарных вагонов. В 1934 году в Верхнюю Туру посетил нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе (в память об этом здесь ставили памятник Орджоникидзе). Было принято решение о закрытии доменного производства и специализации на спецпродукции. Завод получил заказ на изготовление роликоподшипников для первого в стране Московского метрополитена.

В 1940 году в поселке Верхняя Тура проживало уже 25 тысяч человек. 5 апреля 1941 года поселок получил статус города.

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал снаряды и осколочные гранаты. После войны выпускаемый ассортимент расширился мирной продукцией, на заводе делали дисковые мельницы, лебедки, дробилки молотковые, плуги тракторные, лесопосадочные машины, буровой инструмент. В 1990-е годы предприятие освоило выпуск высоковольтных вакуумных выключателей.

В настоящее время Верхнетуринский машиностроительный завод градообразующее предприятие, входит в государственную корпорацию «Ростехнологии».

На территории завода хорошо сохранились старинные заводские корпуса конца XIX – начала XX века, построенные из красного кирпича. На здании заводоуправления (улица Машиностроителей, 2) установлены мемориальные таблички. На одной из них отмечен уровень, до которого поднималась вода во время наводнения 4 июня 1904 года.

Еще одна чугунная плита сообщает, что с 1904 по 1940 год на заводе работал талантливый изобретатель-самоучка Дмитрий Николаевич Петунин. Получив лишь 2 класса образования, со временем он стал старшим конструктором завода. Петунин смастерил деревянный автомобиль, миниатюрную паровую машину (размерами 15х15х20 мм), моторную лодку и т.д.

В 1900 году паровая машина Петунина выставлялась на всемирной выставке в Париже. Она была настолько маленькой, что входила в наперсток. В котел парового двигателя помещалось три капли воды, а маховик вращался со скоростью 3000 оборотов в минуту. Весь механизм весил 4,8 грамма.


Рядом с заводом расположена плотина городского пруда (58°21'35"N 59°48'53"E). В верховьях пруда видна сопка Ермака, ее высота 298,7 м. Здесь, на возвышенности, в Кокуй-городке, он делал остановку (58°20'20"N 59°48'2"E). На вершине находится шуфр для добычи и разведки медной руды.

На противоположном от горы левом берегу пруда в парке А. Гайдара растет лес (58°20'46"N 59°48'13"E). Если посмотреть на снимок из космоса, то можно заметить надпись из деревьев «Слава КПСС!».
На правом берегу пруда находится здание водной станции (58°21'28"N 59°49'3"E).

Близ здания заводоуправления раскинулась городская площадь, а за ней – городской парк (58°21'35"N 59°49'12"E). В прошлом на этом месте стоял Никольский храм, построенный в середине XIX века. В 1895 году рядом с ним установили памятник Александру II, освободившему народ от крепостного рабства. В 1930-е годы здание храма было снесено, на этом месте разбит сквер. Здесь поставили памятники Серго Орджоникидзе и Ленину, которые утрачены в 1998 и 2000 году соответственно. Одноэтажное зеленое здание, выходящее на площадь, - это бывший дом управителя Верхнетуринского завода. Сейчас в нем размещается местный дом культуры (Машиностроителей, 4).

В память о храме по инициативе Л.Н. Александровой в 2004 году был поставлен Поклонный крест. В 2012 году в рамках «благоустройства» деревья в парке спилили. Во время работ наткнулись на надгробный памятник священнику И.П. Ченпалову – здесь было церковное кладбище.

С другой стороны площади (ул. Советская, 25) стоит, один из самых выразительных жилых домов Верхней Туры советского времени. Он был построен в 1930-е годы.

Поблизости, на улице Карла Либкнехта, можно увидеть несколько старых домов, а также пожарное депо с 5-этажной каланчой.

На центральной улице Машиностроителей расположен мемориал Славы со стоящим на холме памятником в виде солдата (58°21'33"N 59°49'55"E). Памятник открыт в 1984 году.

Слева от мемориала располагается Верхнетуринская детская школа искусств (Володарского, 35). Деревянное здание было построено в 1907 году. Школа искусств носит имя «дедушки уральского рока» - известного композитора Александра Пантыкина.

Рядом стоит Георгиевская часовня, вновь открытая в 2005 году. В советское время в ней располагалась трансформаторная будка. Поблизости расположено здание администрации Верхней Туры (ул. Иканина, 77).

В 1907 году на средства земства и русского книгоиздателя Флорентия Павленкова в поселке Верхнетуринского завода открылась бесплатная народная библиотека-читальня. Библиотека города носит имя Ф.Ф. Павленкова (Машиностроителей, 11). В ней работает краеведческий отдел.


На другом берегу Туры, в 1,5 километрах от плотины пруда, (К. Маркса, 120) стоит храм Александра Невского. Он построен в 1905-1907 годах в псевдорусском стиле. Рядом – дореволюционное кирпичное здание, в котором раньше располагалась церковная школа (сейчас это жилой дом).

В пределах города расположена железнодорожная станция Верхняя направления Екатеринбург-Приобье. В прошлом в Верхней Туре была своя узкоколейная железная дорога, которая использовалась для вывоза леса. Первые ее участки были построены в начале 1910-х годов (на территории завода железная дорога была построена еще в 1846 году). С 1915 года на строительстве новых участков работали пленные австрийцы. Протяженность линий Верхнетуринской узкоколейной железной дороги в советское время на пике ее развития составляла около 100 километров. На одном из ее отрезков до середины 1990-х годов ходил пассажирский поезд сообщением Абатуровка (Красноуральск) – Бородинка. В начале 2000 годов железная дорога была разобрана.

Адрес: Свердловская область, Верхняя Тура. 58.359814, 59.820153

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2022 (22)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Календарь
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.