ЗСУ - 37 - в боях не участвовала
Опубликовал: dokaspez, 3-06-2018, 14:50, Техника и вооружение , 797, 0
ЗСУ-37 — советская самоходно-артиллерийская установка (САУ), относящаяся к классу зенитных самоходных установок. Машины этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном и Горьковском автомобильном заводах с 1944 года. До окончания Великой Отечественной войны было построено 75 самоходок. Базой для ЗСУ-37 послужила легкая противотанковая САУ СУ-76М.
ЗСУ-37 была первой серийной советской бронированной зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси, идеально подходящей для защиты от атак с воздуха мобильных подразделений. Главным оружием машины была 37-мм зенитная пушка 61-К, установленная в башне с круговым вращением.
Тактико-технические характеристики:
Скорострельность пушки достигала 60 выстрелов в минуту, а дальность стрельбы по вертикали составляла 6500 м. В боекомплект входили осколочные и бронебойные снаряды весом, соответственно, 0,732 и 0,785 кг. Всего в довольно вместительной башне размещалось 320 выстрелов, из которых 130 - в обоймах по 5 снарядов. Система управления огнем включала прицел со стереоскопическим дальномером. Машина имела танковое переговорное устройство и радиостанцию.
Самоходная зенитная установка, обозначенная ЗСУ-37, выпускалась серийно с 1945 по 1948 год. Хотя в 1945 году заводы выпустили 70 таких машин, в боевых действиях они участия не принимали. ЗСУ-37 оказалась довольно легкой и маневренной машиной. Бронирование лобовой части корпуса составляло 35 мм. Два последовательно установленных карбюраторных автомобильных двигателя ГАЗ-203 мощностью по 70 л.с. обеспечили машине скорость по шоссе 45 км/ч. Ходовая часть, заимствованная у Т-70М, состояла из 6 обрезиненных опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее колесо находилось спереди.
Экипаж машины состоял из шести человек. В передней части корпуса в отделении управления размешался механик-водитель. В боевом отделении (башне) размешались расчет с командиром установки, пушка с механизмами наводки и прибор прицеливания, приборы наблюдения, боекомплект и радиостанция. Справа от пушки находились наводчик по азимуту и установщик скорости и дистанции до цели на прицеле. Слева от пушки размещались наводчик по углу возвышения, установщик курса цели и угла пикирования, а также заряжающий.
Броневая защита - противопульная. Корпус и башня машины сваривались из броневых катаных листов толщиной 6-мм, 10-мм, 15-мм, 25-мм и 35-мм, располагавшихся под различными углами наклона. На верхнем лобовом листе корпуса находились люк механика-водителя и люк для монтажа главной передачи трансмиссии.
Броневая сварная башня крыши зенитной установки ЗСУ-37 не имела, и сверху при необходимости закрывалась брезентовым тентом. В передней части башни имелся вертикальный вырез, закрывавшийся броневым щитком пушки и обеспечивавший вертикальные углы наводки пушки. Слева и справа от пушки в башне были расположены откидные броневые щитки на петлях с амбразурами для стрельбы из личного оружия.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12В. В качестве основного источника электроэнергии ЗСУ использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 А ч и генератор ГТ-500С мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500СМ. Система зажигания - батарейная. Установка была оснащена средствами внешнего и внутреннего освещения.
Один из сохранившихся экземпляров ЗСУ-37 можно увидеть на выставке бронетанковой техники в Музее в подмосковной Кубинке.