Частушки в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 27-05-2018, 10:38, Великая Победа, 131, 0
Частушки в годы Великой Отечественной войны

Частушка является одним из наиболее гибких и быстро откликающихся на текущие события жанров народного творчества. Этим свойством оперативности и объясняется ее рост в годы войны и революции. Частушка шла по следам исторических событий: она откликнулась и на русско-японскую войну, и на революцию 1905 г., и на первую мировую войну. После Великой Октябрьской социалистической революции, в годы гражданской войны и коллективизации частушка достигла небывалого расцвета и приобрела принципиально новое качество.

В годы Великой Отечественной войны чувство советского патриотизма, священной ненависти к врагу, уверенности в победе над ним, готовности отдать жизнь за честь, свободу и независимость Родины наполняли частушку высоким идейным содержанием и определили глубину, выразительность и художественность ее образов.

Публикуемые частушки записаны в 1942— 1947 гг. в глубинных районах тыловых областей — Вологодской и Ульяновской и в районах Ленинградской области, подвергавшихся немецко-фашистской оккупации. Этим определяется и частичная разница в тематике. Характерные для Ленинградской области партизанские частушки и частушки о немецкой неволе, записанные от девушек, освобожденных Советской Армией из германских концлагерей, отсутствуют в тыловых районах. В общей же массе вологодские, ульяновские и ленинградские частушки чрезвычайно близки тематически, а иногда представляют собой почти дословное совпадение тех или иных вариантов.

Короткие четырехстрочные песенки слились в лиро-эпическую поэму о беззаветной любви русской девушки к Родине и к милому, героическому ее защитнику. И если в частушках, о войне 1904— 1905 гг. и о первой мировой войне пелось лишь о том, что «миленка взяли и угнали со японцем воевать, через подлою Японию придется тосковать», или о том, что «безо время, без поры нас на бойню повели», то частушки Великой Отечественной войны отразили новое свойство советского человека, о котором А.А. Жданов сказал: «Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны».

Пламенная любовь к социалистическому отечеству, воспитанная партией и советской властью, с небывалой силой, простотой и предельным лаконизмом отразилась в группе частушек, объединенных темой «В бой за Родину». Личная любовь, отраженная в них, отступает на второй план перед любовью к отчизне.

С полной непоколебимостью звучит в фольклоре уверенность в победе. Девушки поют о боях, о том, что никогда «проклятому немцу мы России не сдадим». Милому наказывает девушка: «Думай, думай о винтовочке, что выдана тебе»; обращаясь к советским воинам, она говорит:
Самолеты, самолеты,
Летчики советские!
Вы бомбите, самолеты,
Города немецкие.

Целый цикл частушек рассказывает о героических подвигах солдата на фронте, о его ранении и о девушке — боевой подруге, спешащей к нему на помощь. Воображение рисует любимого человека раненым, лежащим на поле битвы:
Сильно вражеская пуля
Ранила миленочка.
Побледнел он и упал,
Как молодая елочка.

Ранение и смерть любимого человека заполняют душу девушки горем и поднимают волну гнева и ненависти к врагу. Своей «задушевной подруге» рассказывает она о своей печали — о том, как получила бумагу с треугольной печатью, как ясно привиделась ей лежащая «фуражка в травке зеленой» и он — «убитый, дорогой», как от той вести девушка «насилу от железные от койки отошла».

Но советская девушка находит в себе силы преодолеть горе в сознании, что милый отдал свою жизнь за самое дорогое, за свободу отечества. Движимые чувством патриотизма, советские девушки добровольно идут на фронт. Отсюда возникает особая группа частушек о девушках-бойцах, медицинских сестрах, санитарках:
Ягодиночка на фронте,
Он в действительном бою,
Если Родина потребует,
И я за ним пойду.

Девушка-доброволец сражается рука об руку с бойцами Советской Армии, среди которых и ее друг; она говорит:
Если он в бою погибнет,—
Я на смену, девочка!

Патриотические мотивы звучат в частушках, объединенных темой «На защиту родных городов». В эту группу входит множество частушек с местным приуроченьем. На первом месте стоят города-герои — Сталинград и Ленинград. Частушки рассказывают, как «шли бои ожесточенные за город Сталинград,— и утверждают: «не удастся им в Ленинграде побывать...» Частушки с названием городов, за освобождение которых от немецко-фашистских захватчиков велись ожесточенные бои, являются своеобразным отражением исторических вех в летописях войны.
О Тихвине, Воронеже, Керчи, Моздоке, Курске, других городах говорят песни и частушки, рисуя героическую борьбу Советской Армии.

Особенно богат раздел частушек о любви девушки к милому, сражающемуся с врагом, и об ее неизменной верности далекому другу. Здесь мы находим все оттенки чувства — от страха перед разлукой до решимости самой кинуться в гущу боя, только чтобы увидеть милого. Сюжетно эта группа частушек представляется единой поэтической повестью: проводы «ягодинки» на фронт, тоска в разлуке, ожидание и получение писем, клятвы в верности, отклонение ухаживаний других, радость возвращения милого с победой.

Глубокий лиризм, тончайшие оттенки чувства звучат в этих девичьих частушках:
Ягодиночка воюет,
Темны ноченьки не спит...
У меня о сероглазеньком
Сердечико болит.
Нет письма от ягодинки—
Сердце беспокоится.
Не знаю — раненой лежит
Или в плену находится...


Два письма писала дроле
От него ответа нет.
Видно, ранен ягодиночка,
Положен в лазарет.
Задушевная товарка,
Нет письма от милого:
Видно, пуля долетела
До его ретивого.


Массовость бытования — характерная особенность частушек военного времени. Значительная часть их была записана нами во время полевых и зимних колхозных работ, в обеденные перерывы, а также на беседках, гулянках, комсомольских и молодежных собраниях. Так, П.Г. Ширяева посетила 26 июня 1943 г. гулянку молодежи в д. Сирино, Кичменско-Городецкого района Вологодской области. Гулянка эта была организована после окончания сенокосных работ. В специально разосланных приглашениях значилось: «В воскресенье, 26-го июня, в колхозе Сирино состоится гулянка, просим прибыть». Такие приглашения были заранее посланы в колхозы не только Слободского, но и соседних сельсоветов. К 2—3 часам дня приглашенные собрались на обширном лугу за деревней, где обычно в хорошую погоду по праздникам происходили пляски и соревнования в борьбе. Зрители расположились на канавках, на изгороди или стояли вокруг собирающихся плясать нарядно одетых девушек. Большинство из них было в атласных, шелковых или сатиновых платьях, самых разнообразных фасонов и цветов, причем преобладали светлые тона — розовый, голубой, алый, светлокоричневый. Все девушки были в платках, шелковых или батистовых, повязанных по-разному: концы в большинстве случаев были завязаны на темени узелком, а угол платка распущен по спине.

В пляске участвовали две пары. Выйдя на середину круга, они стояли сначала неподвижно, затем запевали частушки и шли навстречу друг другу. Частушки пели только пляшущие. Если желающих плясать оказывалось много, то в круг входило сразу несколько пар, причем каждая пела свою частушку. Получалась разноголосица, нимало не смущавшая пляшущих. На гулянках в Сирино пели главным образом частушки об Отечественной войне.

Зимой 1942 г. П.Г. Ширяева неоднократно наблюдала исполнение частушек о Великой Отечественной войне на беседках в деревне Кузнечихе Родюкинского сельсовета и в ряде колхозов Орловского сельсовета Никольского района Вологодской области. Во всех случаях частушки исполнялись под гармошку, в протяжном ритме. Петь начинала девушка, за прялкой которой сидел гармонист. Все девушки подхватывали начатую песню, обе части которой повторялись дважды.

Как правило, пение начинается с запева, после которого пели около 10 частушек; затем ведущая пела благодарственную частушку (считалось бестактным кончить пение без «спасибо»).

В Орловском сельсовете гармонист, выслушав «спасибо» от первой исполнительницы, пересаживался к соседней девушке и так шел по порядку, пока не споет каждая. У одних исполнительниц преобладали лирические мотивы — об отъезде милого в армию, о наказе не гулять, о тоске по дроле; другие начинали свои запевки с повествовательных частушек о войне:
Ягодиночка в Германии,
В Германии в бою.
Если Родина потребует,
И я туда пойду.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2018 (53)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Календарь
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.