Бронеавтомобиль БА-20 для разведки, связи и охранения
Опубликовал: dokaspez, 17-05-2018, 17:53, Техника и вооружение , 1 003, 0
Советский бронеавтомобиль БА-20 был разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве легкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА, серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах.
Коллектив специалистов КБ Ижорского завода (А.А. Липгарт, А.М. Кригер) начал проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1 в октябре 1933 года, а первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года. В феврале 1936 года был изготовлен стандартизованный вариант БА-20.
В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин ГК размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник». Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил 35 бронемашин.
В марте - апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые 150 из 253 выпущенных в 1937 году БА-20 еще имели цилиндрическую башню старого образца. В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключен Ярославский резино-асбестовый комбинат. 20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжелого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колесами.
При постройке некоторых выпущенных в 1938 году БА-20 использовали детали бронекорпусов, ранее выпущенных заводом для бронеавтомобилей ФАИ-М.
С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант назван БА-20М. Всего в 1938 году выпущено 330 бронеавтомобилей и 35 в варианте жд.
В 1939 году выпущено 335 бронеавтомобилей, еще 30 были собраны в счет поставки в 1938 году 30 машин в Монголию. Итого 365, из них 42 в варианте жд. В 1940 году - 377 бронеавтомобилей (РККА – 334 и 18 жд, НКВД – 18, НКВМФ – 7 жд).
В январе - мае 1941 года выпущено 239 БА-20 (для РККА – 237, включая 4 БА-20жд, для НКВД - 2). В июне 1941 года выпущено 40 БА-20 и 16 БА-20жд, за июль - декабрь 1941 г. - ещё 317, включая 15 БА-20жд. Из них 3 машины, включая 1 БА-20жд отгрузили НКВМФ.
9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Производство БА-20 завершено в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года выпущено 137 бронеавтомобилей.
На 22 июня 1941 года на вооружении РККА 1354 бронеавтомобилей БА-20 всех модификаций (51% из них оснащены радиостанциями). В дальнейшем, они использовались во время Великой Отечественной войны.
Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале Великой Отечественной войны, в дальнейшем их количество сокращается. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись долгое время.
Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они участвовали в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 БА-20 в 111-й танковой дивизии РККА).
Тактико-технические характеристики
Один из сохранившихся экземпляров автомобиля БА-20 выставлен на открытой площадке Государственного историко-мемориального музея – заповедника Сталинградская битва. Адрес: Волгоград, ул. Маршала Чуйкова, 47.