шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
PUTI-shestvuy » Техника и вооружение » СЭТ - 53 первая советская электрическая самонаводящаяся торпеда

СЭТ - 53 первая советская электрическая самонаводящаяся торпеда

Автор: dokaspez
5-05-2018, 12:57
СЭТ - 53 первая советская электрическая самонаводящаяся торпеда

«СЭТ-53» (изделие 238) — 533-мм советская противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда, предназначенная для поражения подводных лодок. «СЭТ-53» является первой отечественной самонаводящейся в двух плоскостях 533-мм торпедой.

Первые исследования по новой тематике стартовали в самом начале пятидесятых годов. Торпеда получила условное обозначение «Изделие 238». Его разработкой руководил конструктор В.М. Шахнович. Он предложил несколько оригинальных технических решений, а также был одним из авторов новой методики испытаний. За счет применения этой методики появилась возможность проводить испытания торпед даже на водоемах, покрытых льдом, что серьезно сокращало сроки выполнения всех необходимых работ. Примечательно, что новая методика испытаний была опробована на практике именно в ходе тестов новой противолодочной торпеды.

Проектирование «Изделия 238» завершилось в 1954 году. Тогда же на Ладожском озере прошли подледные испытания, показавшие основные преимущества и недостатки разработки. В ходе проверок были собраны сведения, при помощи которых специалисты НИМТИ продолжили совершенствование проекта. Этот этап работ продолжался примерно год. В 1955 году руководство промышленности и министерство обороны распорядились передать проект конструкторам НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор») и СКБ завода «Двигатель». Новым главным конструктором сначала стал В.А. Голубков, а позже его место занял В.А. Поликарпов. Несмотря на смену разработчика, проект «238» был завершен успешно.

По результатам первых испытаний на Ладожском озере проект «Изделие 238» был доработан. В конструкцию торпеды и ее систем наведения внесли некоторые изменения, направленные на повышение надежности и общее улучшение характеристик. При этом самые общие особенности торпеды остались без изменений. Подобные доработки позволили в 1956 году передать конструкторскую документацию на завод «Двигатель», который изготовил первую опытную партию новых торпед.

В 1956 году ленинградский завод «Двигатель» получил от НИИ-400 комплект необходимых документов, по которым была собрана первая опытная партия из 8 торпед. В том же году торпеды были испытаны на Ладожском озере и Черном море. Заводские испытания прошли успешно, после чего торпеду предъявили заказчику. В 1957 году прошли государственные испытания, признанные успешными. По результатам всех проверок «Изделие 238» было принято на вооружение под обозначением СЭТ-53 – «Самонаводящаяся электрическая торпеда, проект 1953 года». Также имеются сведения о применении обозначении «Енот-1». Соответствующее распоряжение вышло в 1958 году. Серийное производство нового оружия было освоено заводом «Двигатель».

Торпеда может быть использована как с подводных лодок, так и с надводных кораблей; система наведения построена на пассивном акустическом принципе и реагирует на шумы подводных лодок при скорости хода не менее 9 узлов. Общий вес снаряженного боевого отделения составляет 287 кг, вес взрывчатки — 92 кг. Головка самонаведения способна обнаруживать цель в пределах до 60° (в каждую сторону) от продольной оси торпеды, включая и «мертвый» угол (5-30°), радиус самонаведения ГСН достигает 600 метров.
«СЭТ-5З» оснащена свинцово-кислотной короткоразрядной батареей типа Т-7 весом 462,5 кг; среднее рабочее напряжение батареи — 82,5В, средняя сила тока — 570 А. В кормовом отделении торпеды находится электродвигатель постоянного тока ПМ5-3МУ биротативного типа весом 160 кг. Скорость хода — 23 узла, глубина погружения — 20—200 м.

Почти сразу после начала серийного производства базовой торпеды СЭТ-53 началась разработка проекта ее модернизации. Инженеры СКБ завода «Двигатель» под руководством Г.А. Каплунова внесли некоторые изменения в конструкцию оружия и состав его агрегатов. Главным нововведением стало использование новой серебряно-цинковой батареи ТС-3 с повышенными характеристиками. Позже батарею ТС-3 заменили изделием 3ЭТ-3. Также торпеда получила систему креновыравнивания и электрогидрооптический прибор курса. Были приняты меры, направленные на снижение шумности работы силовой установки. В результате модернизации вес торпеды увеличился до 1490 кг. Также выросла дальность хода: новая батарея позволяла торпеде проходить 14 км.

В 1963-64 годах обновленная СЭТ-53 прошла весь комплекс испытаний, по результатам которых была принята на вооружение. Обновленное изделие получило официальное обозначение СЭТ-53М. В серийном производстве СЭТ-53М сменила базовую торпеду.

Эксплуатация торпед СЭТ-53 и СЭТ-53М продолжалась до восьмидесятых годов, чему способствовала надежность такого оружия и достаточно высокие характеристики, дополнительно улучшившиеся после модернизации начала шестидесятых годов. Имелись некоторые проблемы, но в целом торпеда показала себя с хорошей стороны. Р.А. Гусев упоминает, что в 1978 году Минно-торпедный институт провел исследование учебного применения торпед Северным флотом за последние 10 лет. Выяснилось, что, несмотря на появление нового оружия, устаревающие СЭТ-53 и СЭТ-53М оказались одними из наиболее часто применяемых образцов. За рассмотренный период было выполнено около 200 выстрелов такими торпедами – четверть от всех стрельб. Некоторые изделия пережили 40 выстрелов, после каждого проходя мелкий ремонт и возвращаясь в эксплуатацию. Во время учебных стрельб потеряли лишь 2% использованных изделий, причем во всех случаях речь шла о т.н. человеческом факторе.

При всех успехах, торпеды СЭТ-53 не были лишены недостатков. Помимо самоликвидатора, способного вылететь из торпеды и нанести травмы или повредить оборудование, имелись некоторые другие особенности, способные привести к негативным последствиям. К примеру, имелись потери личного состава, связанные с применением этиленгликоля в системе самонаведения. Это вещество относится к 3-му классу опасности и поэтому не может употребляться в качестве алкогольного напитка. Забывавшие об этом расплачивались здоровьем или жизнью.
Первым заказчиком и основным эксплуатантом торпед СЭТ-53 стал военно-морской флот Советского Союза. С конца шестидесятых торпеды в версиях «Э» и «МЭ» поставлялись в ГДР и Индию. По некоторым данным, именно индийские моряки единственный раз использовали это оружие в реальном бою. 4 декабря 1971 года индийским эсминцем D141 Rajput была затоплена подлодка ВМС Пакистана Gazi. По одной версии, субмарину уничтожили глубинными бомбами, по другой – торпедой СЭТ-53 в экспортной версии.

Появление первой отечественной противолодочной торпеды СЭТ-53 позволило своевременно решить важную задачу, ставшую актуальной в связи с развитием подводного флота. Достаточно удачная конструкция и сравнительно высокие характеристики обеспечили длительную эксплуатацию подобного оружия. Несмотря на появление более новых типов вооружения, СЭТ-53 и СЭТ-53М эксплуатировались до восьмидесятых годов, после чего были списаны ввиду морального и физического устаревания. К этому времени на вооружение были приняты не менее удачные образцы торпедного вооружения, позволившие не только сохранить, но и повысить потенциал противолодочных средств флота.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Архив сайта
Май 2018 (37)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (139)
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (117)
Декабрь 2017 (106)
Реклама
Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье
<