БТР-50ПК - создан на основе опыта Венгерских событий
Опубликовал: dokaspez, 5-05-2018, 07:40, Техника и вооружение , 1 367, 0
БТР-50ПК в Парковом комплексе истории техники имени К.Г. Сахарова (25 июня 2016 г.)
БТР-50П — бронетранспортер, созданный на базе шасси легкого плавающего танка ПТ-76. Имеет высокую вместимость — 20 десантников. Также способен перевозить на крыше, на плаву, до 2 тонн груза, например миномет или 85-мм орудие, причем из него на плаву можно вести огонь.
БТР-50П разработан конструкторским бюро Ж.Я. Котина в 1952 году, и на вооружение бронетранспортер принят в 1954 году. БТР-50П производился с 1952 по 1954 год.
На плаву БТР-50 перемещается при помощи гидрореактивного водометного движителя. С 1954 года производился бронетранспортер БТР-50ПА, который отличался установкой 14,5-мм пулемета КПВТ, из которого имелась возможность вести огонь с углом возвышения +85°, снижения ?3°.
В 1955 году на шасси БТР-50П были разработаны: серийный БТР-50П2 с зенитной установкой ЗТПУ-2 и опытный БТР-50П4 с зенитной установкой ЗТПУ-4.
В 1958 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-50ПК, а с 1959 года БТР-50ПК серийно выпускался на Волгоградском тракторном заводе. Основным его отличием от базовой версии была крыша над десантным отделением в которой имелось три люка для посадки/высадки десанта. Установка бронекрыш была осуществлена на всех неплавающих и плавающих гусеничных и колесных бронетранспортерах по опыту венгерских событий 1956 года. Отсутствие крыш у отечественных бронетранспортеров стало причиной значительных потерь в личном составе. Машины открытые сверху забрасывались бутылками с зажигательной смесью и гранатами из верхних окон домов. Кроме того, у плавающих бронетранспортеров с закрытыми полностью корпусами лучшие характеристики при плавании во время волнения.
БТР-50ПК был способен перевозить до 2 тонн груза или 20 солдат, однако доставлять на себе тяжелое вооружение и технику он был уже не в состоянии.
Тактико-технические характеристики плавающего бронетранспортера БТР-50ПК
В конструкцию бронетранспортера во время серийного производства вносились такие же изменения, что и в танк ПТ-76. Например, на БТР-50ПК в конце 1950-х гг. начали устанавливать радиостанцию Р-113, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, автоматическую противопожарную углекислотную установку и ТДА. Бронетранспортеры БТР-50ПК начиная с 1962 г. стали выпускаться на базе ПТ-76Б и оснащались системой противоатомной защитой и универсальным автоматическим противопожарным оборудованием. Установка третьего топливного бака объемом 140 литров дала возможность повысить запас хода машины по сравнению с БТР-50П и БТР-50ПК на 150 км. С 1968 г. пулемет СГМБ начали заменять на ПКТ, а радиостанцию Р-113 заменять на Р-123.
На базе БТР-50ПК в 1958 году сконструировали командно-штабную машину БТР-50ПУ (объект 750К), которая предназначалась для обеспечения управления в мотострелковых и танковых соединениях и частях.
БТР-50 под названием TOPAS OT-62C производился также с 1958 года в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Также БТР-50П под названием Тип 66 (WZ-511) производился в КНР.
В конце 1960 годов серийное производство бронетранспортеров БТР-50ПК завершилось. По западным данным, изготовили 6,5 тыс. бронетранспортеров.
В феврале 2023 года в зоне проведения СВО впервые за год замечены бронетранспортёры БТР-50П. Специалисты полагают, что именно эти боевые машины должны будут принять участие в штурме Запорожской и Херсонской областей благодаря своим особенностям.