Konigstiger - «Королевский тигр» или Panzercampfwagen Тіgеr Аusf. В

Опубликовал: dokaspez, 4-05-2018, 07:22, Техника и вооружение , 94, 0
Konigstiger - «Королевский тигр» или Panzercampfwagen Тіgеr Аusf. В

«Королевский тигр» - самый мощный тяжелый танк, принимавший участие во Второй мировой войне. Отличался оптимальным соотношением толщин лобовой брони корпуса и башни.

[u]В августе 1942 года[/u] Управление вооружений сухопутных войск вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в перспективе заменить недавно запущенный в производство «Тигр» Рz. VI Аusf. Е. На новой машине предполагалось использовать сконструированную в 1941 году фирмой «Крупп» 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр.

[u]Осенью 1942 года [/u]к проектированию нового танка приступили фирма «Хеншель» и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

Главными недостатками проекта VК 4502(Р) Порше были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э. Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод «Фредерик Крупп» в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.

Что касается проекта VК4503(Н), предложенного фирмой «Хеншель», то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности, выдвинутому в феврале1943 года требованию максимально возможной унификации с танком «Пантера» II, разработка которого также шла в тот период. Впрочем, создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен «ящикообразного» корпуса старого «Тигра» в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни «Пантеры». При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую под углом 25°.

В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у «Тигра» и «Пантеры». В середине[u] января 1943 года [/u]Гитлеру показали модель танка VК 4503(Н). «Игрушка» понравилась, и работа пошла полным ходом. При этом, также как в случае с танком «Тигр», поступило распоряжение использовать на танке «Хеншель» уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. [u]18 ноября 1943 года[/u] в сборочный цех с фирмы «Вегманн» поступили первые три полностью скомплектованные башни, и началась сборка танков. До конца года были изготовлены первые три предсерийные машины.

Новый танк получил обозначение Panzercampfwagen VI Ausf. B (Sd.Kfz.182), позже замененное на Panzercampfwagen Тіgеr Аusf. В или Тіgеr II.

Серийное производство танка началось [u]в январе 1944 года. [/u]В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр» II со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80 %, досталось и заводам «Хеншель». В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных «Королевских тигров». Своего максимума производство достигло [u]в августе 1944 года,[/u] но и тогда не дотянуло до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944 года.

После этого выпуск «Королевских тигров» сократился почти втрое.[u] С марта 1945 года[/u] к их производству должны были подключиться заводы «Нибелунгеверке» в Сент - Валентине, но по понятным причинам этого не произошло.

Всего же заводские цеха покинули от 477 до 489 «Королевских тигров», без учета трех прототипов, выпущенных в 1943 году.

Как уже упоминалось, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же бои с участием «Королевских тигров» выявили у нее некоторые недостатки, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании снарядов в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса.

К маю 1944 года [/u]фирма «Крупп» разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов. Помимо замены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел.

[u]В конце ноября 1944 года[/u] на «Королевских тиграх» появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда нагнеталась с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы МG 34 заменили на более новые МG 42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета- пулемета МР 40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовала даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Тактико-технические характеристики танка «ТИГР» Ausf. В


Konigstiger - «Королевский тигр» или Panzercampfwagen Тіgеr Аusf. В

Компоновка танка «Тигр» Аиsf. В такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии.

Корпус танка по форме был идентичен корпусу танка «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами. В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 150 до 25 мм.

Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета.

Башня танка - сварная, овальной обтекаемой формы с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая бронеплита соединялась с бортовыми плитами замками типа «ласточкин хвост». Борта и задняя стенка башни были наклонены под углом 25°. На левом борту имелась выштамповка под командирскую башенку.

На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз, который позже заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того, в обеих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривались.

Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую бронеплиту, имевшую переменную толщину - 80 мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60 мм, а затем плавно - до 50 мм. В передней стенке башни имелись три выреза: центральный - для установки пушки; правый - для спаренного пулемета; левый – для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки имелись два выреза).

Начиная с 51 -й машины была введена новая башня «типа Хеншель», отличавшейся от вышеописанной башни «типа Порше» более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и отсутствием люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180 мм. Наконец, ввели новую маску грушевидной формы, заимствованную у тяжелого танка «Пантера» II. В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1850 мм.

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка «Тигр» Аusf. Е. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче - за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика.

Основное вооружение «Королевского тигра» - пушка КwК 43 калибра 88 мм, производившаяся на заводе фирмы Fг.Gаrnу во Франкфурте-на-Майне. Ствол орудия имел длину 71 калибр - 6298 мм; вместе с дульным тормозом - 6595 мм. Масса пушки - 1605 кг, а всей установки вместе с маской - 2265 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда - 1000 м/с. Предельная длина отката - 580 мм. Вертикальная наводка - в пределах от -8° до +15°.

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет МG 34 (на танках последних выпусков - МG 42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в шаровой установке. На командирской башенке на рельсе устройства для зенитной стрельбы Fliegerbeschussgerat 42 можно было установить пулемет МG 34. «Королевские тигры» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом ТZF 9d/1, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением ТZF 9d. Шарнирное соединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулемета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно подвешивалась к крыше башни и имела регулировку по высоте.

Курсовой пулемет МG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом КZF 2. Боекомплект пушки состоял из 84 (у первых 50 танков из 77) выстрелов, которые укладывались в нише башни (22 выстрела) и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял 4800 патронов. В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) - мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни.

На танке устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель «Майбах» HL 230Р30 мощностью 700 л. с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов почти никогда не превышало 2500).

Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главный фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое - двухпоточный механизм передай и поворота. Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче.

При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный - 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2, где В - ширина танка.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре - во внутреннем).

Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650 мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 - двухгребневых траков). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52 - 818 мм, транспортных Kgs 73/660/52 - 658,5 мм. Транспортные гусеницы танка «Королевский тигр» представляли собой боевые гусеницы «Пантеры» и использовались при перевозке по железной дороге. Все танки оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км, телефоном, 9,4-км телеграфом и системой внутренней связи Bordsprechanlage В. Танк оснащался автоматической системой пожаротушения.

Неофициальное название Konigstiger - «Королевский тигр» - в вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярный у противников Германии. Так, например, в нашей стране название «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр В» или «Тигр» II в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Февраль 2018 (59)
Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.