Немецкий тяжелый танк Рz.VIE «Тигр»
Опубликовал: dokaspez, 3-05-2018, 18:26, Техника и вооружение , 800, 0
«Тигр», «Тайгер», «Тигрис» - это слово, произносимое на русском, английском, польском, французском языках солдатами армий антигитлеровской коалиции, заставляло учащенно биться сердца если не от страха, то от чувства смертельной опасности.
Немецкий тяжелый танк Рz.VIE «Тигр» был разработай фирмой Неnsсhel. Он выпускался заводами Неnsсhel и Wegmann с августа 1942 по август 1944 года. Было изготовлено 1350 танков. Первоначально машина имела обозначение Рz.Kpfw.VІ (Sd.Kfz.181) Тіgеr Аusf.Н, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Тіgег II название изменили на Тіgеr Аusf.Е или Тіgеr I.
В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения, поэтому танки разных периодов выпуска заметно отличались друг от друга, как внутренним устройством, так и внешним видом. Со второй половины 1943 года, например, на «Тигры» стали устанавливать новую командирскую башенку (с 391-й машины), унифицированную с башенкой «Пантеры» и имевшую устройство для крепления зенитного пулемета МG 34, а также перископический прибор наблюдения перед люком заряжающего. Были внесены изменения в спусковой механизм пушки, в стопор пушки по-походному, крепление спаренного пулемета, сиденья членов экипажа и др.
С октября изменилась конструкция лючка для стрельбы из личного оружия, танки стали покрывать «циммеритом» - специальным составом, благодаря которому к броне не прилипали магнитные мины.
В кормовой части корпуса появился специальный фиксатор ствола орудия в транспортном положении. Впрочем, использовался он недолго - уже в феврале 1944-го от него отказались.
Компоновка танка Pz. Kpfw. VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передай, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и места механика- водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка крепился гидропривод поворота башни.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой.
Башня и корпус танка - сварные с соединением броневых листов в шип. Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 100 мм. Борт и корма защищались 82-мм броней; крыша, днище - 28-мм. Броня листов башни колебалась в пределах от 28 до 100 мм. Вооружение танка «Тигр» включало 88-мм пушку КwК 36 и два пулемета МG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект состоял из 92 артвыстрелов и 5100 патронов. Наведение пушки и спаренного пулемета в цель осуществлялось с помощью бинокулярного телескопического прицела ТZF 9а.
На танк устанавливался 12-цилиндровый двигатель Мауbасh НL 230Р45 - карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощностью 700 л. с. (515 кВт) при 3000 об./мин. Рабочий объем двигателя - 23 095 см3. На первых 250 танках был установлен двигатель Мауbach НL 21ОР30. Трансмиссия состояла из безвальной коробки передач (8 вперед, 4 назад) со встроенный многодисковым главным фрикционом с трением в масляной ванне; механизма поворота (фрикционно- шестеренчатого) и бортовых передач. Ходовая часть включала в себя 24 опорных катка в четыре ряда на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска - индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 725 мм, шаг трака 130 мм. Последние 800 танков имели опорные катки с внутренней амортизацией. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли танку массой 56,9 т развивать скорость 40 км/ч. Запас хода составлял 140 км. Экипаж танка состоял из 5 человек. На всех танках устанавливалась радиостанция Fu 5.
Тактико-технические характеристики:
«Тигр» сыграл важную роль в сражениях Второй мировой войны. Его появление на фронте существенно отсрочило поражение нацистской Германии.
Cпециально для танков «Тигр» была создана новая тактическая единица - тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung - sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Формирование первых тяжелых танковых батальонов - 501-го и 502-го - началось в мае 1942 года.
Впервые «Тигры» были применены осенью 1942 года на северо-западном участке Восточного фронта в составе 502-го тяжелого танкового батальона. Спустя два месяца в Северной Африке вступили в бой «Тигры» 501-го батальона. В январе 1943 года под Ростовом- на-Дону вступили в бой Рz.VIЕ 503-го тяжелого танкового батальона.
5 марта 1943 года появилось новое штатное расписание, полностью изменившее структуру подразделений тяжелого танкового батальона. По новому штату штабная рота батальона тяжелых танков включала три Рz.VIЕ, в том числе два командирских танка. Рота тяжелых танков состояла из штабной секции и трех взводов. В штабной секции имелось два Рz.VIЕ, а в каждом взводе было по четыре Рz.VIЕ. Таким образом, батальон тяжелых танков образца 1943 года насчитывал 45 танков «Тигр».
По состоянию на 1 июля 1943 года вермахт на Восточном фронте располагая тремя тяжелыми танковыми батальонами и танковой ротой в составе моторизованной дивизии «Великая Германия». Кроме того, по одной танковой роте «Тигров» имелось в каждой из моторизованных дивизий 2-го танкового корпуса СС. Таким образом, в операции «Цитадель» приняли участие только 139 (по другим данным - 144) тяжелых танков «Тигр», что составляет примерно 7,5 % от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. В июле - августе 1943 года в боях на Курской дуге советские войска уничтожили 73 «Тигра», а к концу года – 274 танка. При этом в 1943 году в строй после ремонта вернулись только 19 танков этого типа.
В боях на Украине зимой 1943-1944 годов на довольно ограниченной территории между Киевом, Житомиром, Бердичевым, Белой Церковью и Черкассами действовала наиболее крупная за время Второй мировой войны группировка тяжелых танковых батальонов. С сентября по март здесь практически одновременно сражались 503, 506, 507 и 509-й тяжелые танковые батальоны, а также «Тигры» 2-го танкового корпуса СС.
Первые три «Тигра» из 501-го тяжелого танкового батальона выгрузились в Бизерте 23 ноября 1942 года. Еще 17 машин были доставлены в течение следующих двух месяцев. С начала декабря 1942 года «Тигры» группами по две - три машины принимали участие в стычках с англо-американскими войсками. В ходе Тунисской кампании в серьезном сражении тяжелым немецким танкам довелось участвовать только один раз. Да по сути такое сражение и было всего одно. В середине февраля 1943 года 5-я немецкая танковая армия под командованием генерал-полковника фон Арнима начала операцию «Фрюлингсвинд» («Весенний ветер»), известное также как сражение в проходе Кассерин. На начало операции в 501-м батальоне имелось 11 боеспособных «Тигров».
К середине дня 14 февраля бронетехника 2-го армейского корпуса США оказалась в окружении. Было подбито 68 американских танков. 3-й батальон американского 1-го танкового полка потерял 44 «Шермана», из этого числа 15 машин записали на свой счет танкисты 501-го тяжелого танкового батальона. В марте - апреле 1943 года в Тунис прибыли 11 «Тигров» 504-го тяжелого танкового батальона. В период с 20 по 24 апреля 1943 года 501 -й и 504-й батальоны в боях уничтожили по меньшей мере 75 танков противника. Однако это была уже агония немецкой армии в Африке. 13 мая 1943 года немецкие и итальянские войска в Тунисе капитулировали. Все уцелевшие к этому времени танки обоих батальонов были взорваны экипажами и попали в руки союзников.
К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года немцы располагали на Западе 102 «Тиграми» в составе трех тяжелых танковых батальонов СС: 101,102 и 103-го. 101-й тяжелый танковый батальон СС в боях у Фалеза был разгромлен. Всего же в 1944 году немцы потеряли 756 «Тигров», при этом из ремонта вернулись в строй только 60. На начало ноября 1944 года вермахт и войска СС располагали 317 «Тиграми» на Восточном фронте, 84 - на Западном и 36 - в Италии. К 1 марта 1945 года Красной Армией и войсками западных союзников было уничтожено 1032 танка этого типа. На ту же дату, по официальной немецкой статистике, в армии резерва имелось 43 «Тигра», включая пять учебных, а во фронтовых частях - 142 машины, включая 31 командирскую.
В классификации бронетехники Германии танк получил обозначение Рz.Крfw.VI (Sd.Кfz.181) Тіgеr Аusf.Н1. После принятия на вооружение одноименного нового тяжелого танка Рz.Крfw VI Аusf в название добавили римскую цифру I для отличия от более поздней машины, которая в свою очередь именовалась как «Тигр II».
Единственной страной, куда реально экспортировались «Тигры», была Венгрия - в 1944 году она получила три машины. На базе танка Рz.VІЕ выпускались самоходно-артиллерийские установки, командирские танки и эвакуационные тягачи.
На фотографии тяжелый танк Pz.Kpfw.VI E Tiger I из коллекции музея бронетанковой техники на Кубинке.