Немецкий тяжелый танк Рz.VIE «Тигр»
Опубликовал: dokaspez, 3-05-2018, 18:26, Вооружение и транспорт, 1 026, 0
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI E Tiger I из коллекции музея бронетанковой техники на Кубинке
Немецкий тяжёлый танк Panzerkampfwagen VI Tiger (Sd.Kfz. 181), известный как Tiger I, стал легендой уже при жизни. Разработанный фирмой Henschel & Sohn, он серийно выпускался с августа 1942 по август 1944 года на заводах Henschel и Wegmann. За это время было собрано 1347 машин — немного по меркам массового танкостроения, но достаточно, чтобы оставить след в истории войны.
Изначально танк обозначался как Pz.Kpfw. VI Ausf. E. Лишь после появления в 1944 году более тяжёлого Tiger II («Королевский тигр») старую модель стали неофициально называть Tiger I, чтобы избежать путаницы. Несмотря на единую базовую конструкцию, «Тигр» постоянно модернизировался: танки ранних и поздних серий заметно отличались как внешне, так и по внутреннему устройству.
Уже с середины 1943 года на машины начали устанавливать новую командирскую башенку, унифицированную с танком Panther, — с креплением для зенитного пулемёта MG 34 и улучшенными приборами наблюдения. Появился перископ у люка заряжающего, изменилась конструкция лючка для стрельбы из личного оружия, а с октября 1943-го корпусы стали покрывать циммеритом — специальным противомагнитным составом, не позволявшим врагу прикреплять магнитные мины. Некоторые нововведения, вроде кормового фиксатора ствола, просуществовали недолго — от них отказались уже в феврале 1944 года.
Конструкция «Тигра» была классической для немецких танков: отделение управления спереди, боевое — в центре, моторное — сзади. Экипаж из пяти человек (механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий, наводчик и командир) размещался в просторной, по тем временам, башне и корпусе. Бронирование поражало: 100 мм вертикальной брони на лбу корпуса и башни, 80 мм — на бортах и корме, 26 мм — на крыше и днище. Такая защита делала «Тигра» практически неуязвимым для большинства союзных танков на дистанциях свыше 500 метров.
Главным козырем «Тигра» стала 88-мм пушка KwK 36 L/56 — наследница знаменитой зенитки Flak 18. С её помощью экипаж мог поражать цели на расстоянии до 2 км с высокой точностью, используя бинокулярный прицел TZF . Боекомплект включал 92 выстрела, а также 5100 патронов для двух пулемётов MG 34. Позже на некоторые машины устанавливалась Nahverteidigungswaffe — гранатомётная установка ближнего боя.
Сердцем танка стал 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с. (на первых 250 машинах стоял менее мощный HL 210 P45). Несмотря на массу почти 57 тонн, «Тигр» развивал скорость до 40 км/ч по шоссе. Однако запас хода был скромным — всего 140 км на дороге, что вынуждало немцев использовать специальные транспортёры для переброски танков на большие расстояния.
Ходовая часть с 24 опорными катками на борт (по четыре ряда) и широкими гусеницами (725 мм) обеспечивала хорошую проходимость, хотя и требовала постоянного обслуживания. На последних 800 машинах применили катки с внутренней резиновой амортизацией — шаг к повышению надёжности.
Тактически «Тигр» использовался особым образом. Для него создали специальные подразделения — тяжёлые танковые батальоны (schwere Panzerabteilung). Первые из них — 501-й и 502-й — сформировали ещё в мае 1942 года. Стандартный батальон 1943 года насчитывал 45 танков, включая командирские машины.
Первый бой «Тигры» приняли под Ленинградом в сентябре 1942 года — неудачно, из-за технических сбоев. Но уже в Северной Африке, в феврале 1943-го, во время операции «Фрюлингсвинд» («Весенний ветер»), они показали свою мощь: в сражении у Кассерина экипажи 501-го батальона уничтожили 15 танков M4 «Шерман» в одном бою. Всего за Тунисскую кампанию немцы потеряли все свои «Тигры», но не без урона для противника.
На Восточном фронте «Тигр» стал грозным орудием. В операции «Цитадель» под Курском в июле 1943 года участвовало всего 139–144 таких машин — менее 8% от общего числа немецких танков. Только за 1943 год было потеряно 274 «Тигра», и лишь 19 вернулись в строй после ремонта.
Зимой 1943–1944 годов в районе Киева и Житомира действовала крупнейшая в истории группировка «Тигров» — сразу четыре тяжёлых батальона (503-й, 506-й, 507-й, 509-й) плюс подразделения СС. Это была отчаянная попытка сдержать наступление Красной Армии.
К июню 1944 года на Западе у немцев оставалось 102 «Тигра» — они встретили высадку союзников в Нормандии. Но в условиях господства авиации и численного превосходства противника потери были огромны: 756 машин уничтожено в 1944 году, из них лишь 60 восстановлено.
К марту 1945 года союзники уничтожили 1032 «Тигра». По немецким данным, на тот момент в строю оставалось всего 142 боевых машины и 43 в резерве, включая учебные. Единственной страной, получившей «Тигры» по ленд-лизу от Германии, стала Венгрия — три танка в 1944 году.
Помимо базовой модели, на шасси «Тигра» выпускались командирские танки, бронетягачи и даже экспериментальные САУ.
Сегодня один из сохранившихся экземпляров можно увидеть в музее бронетанковой техники в Кубинке — молчаливый свидетель эпохи.

