шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
PUTI-shestvuy » Техника и вооружение » КВ - символ советского танкового превосходства первых месяцев войны

КВ - символ советского танкового превосходства первых месяцев войны

Автор: dokaspez
26-04-2018, 09:38
КВ - символ советского танкового превосходства первых месяцев войны

КВ - знаковая машина для мирового танкостроения. Это первый в мире тяжелый танк, созданный по современной компоновочной схеме. Кроме того, КВ - символ советского танкового превосходства первых месяцев войны, когда броня и вооружение позволяли ему доминировать на поле боя.

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде (главный конструктор Ж.Я. Котин) началось проектирование нового тяжелою танка с противоснарядным бронированием, получившею название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелою танка, названною Т-100, занимался Ленинградский завод опытною машиностроения им. Кирова (завод № 185). Ведущим конструктором танка СМК был А.С. Ермолаев.

Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломников Военной академии механизации и моторизации им. Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, под руководством Л.Е. Сычева и А.С. Еромлаева был разработай проект однобашенного тяжелою танка КВ («Клим Ворошилов»). По сути дела КВ представлял собой СМК, уменьшенный по длине на два опорных катка, с одной башней и дизельным двигателем. На завершающей этапе проектирования однобашенного танка ведущим конструктором проекта был назначен Н.Л. Духов.

В августе 1939 года танк КВ был изготовлен в металле, а в конце сентября участвовал в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ полигоне в Кубинке. В октябре начались заводские испытания. В ноябре первый опытный образец танка отправили на фронт на Карельский перешеек для участия в боевых действиях против финнов. 19 декабря 1939 года танк КВ был принят на вооружение Красной армии.

Серийное производство танков КВ с 76-мм пушками («танки с малой башней») началось в феврале1940 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ).

Фактически же еще в апреле - мае завод продолжал изготовление танков установочной партии. Но в конце мая план выпуска КВ в 1940 году был существенно увеличен. С июля по декабрь завод должен был изготовить 230 танков. До конца года Кировский завод сумел изготовить 139 КВ-1, полностью выполнив спущенный сверху план. Тем не менее, качество танков оставляло желать лучшего. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года к выпуску КВ должен был подключиться и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ).
31 декабря 1940 года была произведена опытная сборка первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков.

Во второй половине 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы и другие. В связи с постоянно ухудшавшейся обстановкой на Северо-Западном фронте начиная с июля 1941 года в несколько этапов проводилась эвакуация людей и оборудования из Ленинграда в Челябинск. После захвата немцами Красного Села вражеская артиллерия получила возможность обстреливать Кировский завод, поэтому сборку и ремонт танков перенесли в более безопасное место на Выборгскую сторону на завод им. Сталина. В конце сентября Ижорский завод прекратил изготовление бронекорпусов и башен - линия фронта прошла в непосредственной близости от этого предприятия. 18 октября 1941 года в Ленинграде был собран последний танк КВ. Всего же за 1941 год Кировский завод выпустил 885 танков КВ.

По состоянию на 1 июня 1941 года в войсках имелось 504 танка КВ. Из этого количества большая часть находилась в Киевском Особом военном округе - 278 машин. Западный Особый военный округ располагал 116 танками КВ, Прибалтийский Особый - 59, Одесский - 10. В Ленинградском военном округе имелось шесть танков КВ, в Московском - четыре, в Приволжском - 19, в Орловском - восемь, в Харьковском - четыре. Из этого количества в эксплуатации находилось 75 КВ-1 и 9 КВ-2. С 1 по 21 июня в войска с завода был оправлен еще 41 танк КВ.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны в полной мере проявились как очевидные достоинства, так и недостатки новых тяжелых танков, равно как и все недочеты в боевой подготовке и организационной структуре танковых войск Красной армии.

Но хорошо подготовленные экипажи творили на танках КВ чудеса. Так, например, экипаж КВ-1 командира роты старшего лейтенанта З. Колобанова из 1 -й Краснознаменной танковой дивизии 19 августа 1941 года в районе совхоза Войсковицы под Красногвардейском (Гатчиной) 98 снарядами уничтожил немецкую танковую колонну из 22 боевых машин. В том же бою отличились и другие экипажи КВ из роты Колобанова. В бою на Лужской дороге экипаж лейтенанта Ф. Сергеева подбил восемь немецких танков, экипажи лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря по четыре, а экипаж младшего лейтенанта М. Евдокименко - пять.

При этом Евдокименко погиб в бою, трое членов его экипажа были ранены, а пятый танк механик-водитель Сидиков уничтожил таранным ударом. Всего за 19 августа 1941 года рота Колобанова вывела из строя 43 немецких танка.

Для 1940 года танк КВ-1 был подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе все передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надежное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и мощное орудие.

Корпус танка КВ-1 сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах - сварном и литом. В свою очередь сварных башен также было две - с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых - 95 мм.

В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов.

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с конца октября 1941 года - 76-мм пушка ЗИС-5. Последняя представляла собой вариант пушки Ф-34, приспособленный для установки в КВ. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами - спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплект состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов к пулеметам. Танк был оснащен телескопический прицелом ТОД-6, перископическим - ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К.

Тактико-технические характеристики танка КВ-1 обр. 1940 г.


На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л. с. (368 кВт) при 1800 об/мин. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передай тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и трех обрезиненных поддерживающих катков. (С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей - сказывался дефицит резины). Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87-90 траков с шагом 160 мм. Максимальная скорость танка достигала 34 км/ч, а запас хода по шоссе - 250 км. На КВ-1 устанавливалась радиостанция 71-ТК-З (позже - 10Р) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис. Экипаж состоял из пяти человек.

Справочно:


На фотографии танк КВ-1 образца 1939 года из музея «Боевая слава Урала».

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Архив сайта
Май 2018 (37)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (139)
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (117)
Декабрь 2017 (106)
Реклама
Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье
<